О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Информационный бюллетень

Основные направления государственной политики Санкт-Петербурга в области транспорта

.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

1. Текущее состояние отрасли

 

1.1. Структура потребителей услуг

 

Показатели потребления услуг

Значение показателей потребления

2004 год

2007 год

Пассажиропотоки, млн. чел. в год, в т.ч.

3818

1 300

-          внутригородские

800

920

-          дестинационные (по месту назначения или убытия Санкт-Петербург)

300

380

Грузопотоки, млн. т в год, в т. ч.

183

255

-          внутригородские

60

84

-          дестинационные (по месту назначения или убытия Санкт-Петербург)

33

43

-          транзитные

90

128

 

1.2. Перечень услуг

 

Перевозки пассажиров:

  • наземным городским транспортом,

  • железнодорожным транспортом,

  • подземным транспортом,

  • внутренним водным транспортом,

  • морским транспортом,

  • воздушным транспортом.

 

Перевозки грузов:

  • автомобильным транспортом,

  • железнодорожным транспортом,

  • трубопроводным транспортом,

  • внутренним водным транспортом,

  • морским транспортом,

  • воздушным транспортом.

 

1.3. Территориальное и ресурсное решение. Характеристика территориальной сети, ее структура

 

Характеристики

территориальной сети

Значение показателей

2004 год

2007 год

Количество автобусных маршрутов

406

420

Количество трамвайных маршрутов

49

45

Количество троллейбусных маршрутов

45

44

Количество линий маршрутного такси

500

350

Протяженность линий метрополитена, км

100

115

Количество маршрутов пригородных поездов

107

100

Количество маршрутов поездов дальнего следования

182

185

Количество маршрутов воздушных судов

120

130

Количество маршрутов, обслуживаемых морскими и речными судами

44

50

Общее количество резидентных (имеющих городскую принадлежность) транспортных средств (без учета транспортных средств индивидуального пользования), тыс. шт.

120

150

Количество пассажирских вокзалов, портов, депо, парков

52

60

Количество грузовых парков, терминалов, станций

170

200

 

1.4. Объем и структура финансирования, в том числе  бюджетного

 

Характеристика финансирования

Объем финансирования

2003 год

 2008 год

Годовой объем услуг, выполняемых транспортными предприятиями, млрд. руб.

61

80

Доход бюджета от деятельности транспортных предприятий, млрд. руб.

4

5,2

Бюджетные расходы города на транспортную отрасль, млрд. руб.

6

7,5

 

1.5. Потенциал, риски и возможности развития

 

Благодаря крайне выгодному географическому положению, Санкт-Петербург за время своего существования сформировался как крупнейший многофункциональный транспортный центр северной Европы, лежащий в створе международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Западная Европа-Сибирь и Дальний Восток", использующий преимущественно автомобильный, железнодорожный и морской транспорт.

Реализация транспортного потенциала в основном зависит, во-первых, от достигнутой степени инвестиционной привлекательности данного региона и России в целом, во-вторых, от успешности ликвидации "узких мест" в имеющихся транспортных коридорах и, в-третьих, от возможности повышения конкурентоспособности основных параметров транспортного обслуживания (время, стоимость и дружественность по отношению к потребителю транспортных услуг).

Успех развития данной отрасли в значительной мере будет зависеть от темпов реализации ранее начатых транспортных проектов (строительство КАД, строительство комплекса защитных сооружений (КЗС), строительство новых портов на Балтике), а также планируемых транспортных проектов (постройка западного скоростного диаметра (ЗСД), реконструкция аэропортов, строительство нового пассажирского морского порта, создание скоростных железнодорожной и автомобильной магистралей Москва - Санкт-Петербург).

 

2. Главная цель политики. Временные стандарты проживания

 

Главной целью политики в области транспорта является создание на территории Санкт-Петербурга современной многофункциональной транспортной системы с развитой инфраструктурой, ориентированной на обслуживание потребностей города как европейского мегаполиса и мультимодальных международных транспортных коридоров.

Транспортная отрасль Санкт-Петербурга должна обеспечивать возрастающие потребности населения и субъектов хозяйственной деятельности (резидентов и нерезидентов), имеющих интересы в перемещении пассажиров и грузов через территорию города.

 

Инфраструктурный стандарт

Обеспечение доступности  транспортных услуг для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, государства и экономики города.

 

Стандарт качества

Обеспечение качества транспортных услуг и эффективности инфраструктуры транспортного комплекса Санкт-Петербурга в соответствии со стандартами проживания.

 

3. Основные задачи и пути достижения главной цели

3.1. Роль государства

Роль государства в лице органов государственной власти Санкт-Петербурга заключается в выполнении следующих задач:

  • обеспечение инвестиционной привлекательности городского транспортного комплекса в целом и его отдельных объектов;

  • активное участие в международном сотрудничестве по созданию международных мультимодальных транспортных коридоров, проходящих через Санкт-Петербург;

  • разработка и реализация мер по обеспечению безопасности на транспорте;

  • совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся государственного регулирования деятельности транспортного комплекса;

  • экономическая и правовая поддержка проектов развития городского транспортного комплекса;

  • стратегическое планирование деятельности транспортного комплекса города с учетом взаимосвязей между отдельным видами транспорта, между комплексом и другими отраслями городского хозяйства;

  • создание эффективной системы управления городскими транспортными потоками.

Показателями эффективности деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга по достижению временных нормативов стандартов являются величины отклонений достигнутых значений совокупного годового объема пассажирских перевозок, совокупного годового объема грузопотоков и среднего времени нахождения в пути горожанина от соответствующих нормативных значений.

 

3.2. Роль бизнеса

Роль бизнеса в области транспорта заключается в поддержке развития транспортного комплекса как средства, обеспечивающего мобильность деятельности активного населения, в создании транспортных предприятий и предоставлении высококачественных транспортных услуг, в разработке и финансировании инвестиционных проектов по обновлению парка транспортных средств, строительству, оборудованию и эксплуатации линий высокоскоростного пассажирского и грузового транспорта, создание ассоциаций и самоорганизующихся сообществ в интересах повышения безопасности и устойчивости пассажирских перевозок.

 

3.3. Роль населения

Роль населения в области транспорта заключается в выборе и использовании предпочтительных способов перемещения и типа транспортного средства, в своевременной оплате предоставленной транспортной услуги, в осуществлении претензионной деятельности.

 

3.4. Роль некоммерческого сектора

Роль некоммерческого сектора, представленного профессиональными союзами, ассоциациями потребителей и перевозчиков, другими общественными организациями в сфере общественного транспорта состоит в определении баланса интересов городского сообщества в вопросах развития системы городского и транзитного транспорта, в публичном обсуждении программ развития транспорта для выработки согласованной политики города.

 

4. Основные мероприятия

Среди основных мероприятий в транспортной отрасли, реализация которых необходима для достижения главной цели её развития, следует выделить следующие.

Завершение ранее начатых крупных транспортных проектов на территории города и региона (КАД, КЗС, "Пулково-3", порты на Балтике), включая сопутствующую инфраструктуру.

Разработка инвестиционной документации на новые крупные транспортные проекты (ЗСД, новый пассажирский морской порт, скоростные магистрали Санкт-Петербург-Москва).

Участие на постоянной основе в деятельности международных организаций по проблемам многомодальных транспортных коридоров, проходящих через Санкт-Петербург.

Разработка нормативно-правовой документации, обеспечивающей возможность использования принципа платности при эксплуатации транспортных магистралей.

 

Разработка правоустанавливающей и нормативно-правовой документации по концессионным формам совместной деятельности применительно к транспортной отрасли.

 

Реализация ранее утвержденных «Комплекса программных мероприятий по стабилизации и развитию наземного пассажирского транспорта общего пользования Санкт-Петербурга до 2015 года» и «Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы».

 

Разработка стратегических оценок, параметров концепции и модели функционирования Санкт-Петербурга как паневропейского транспортного узла на период 2010-2025 годов.