Основные положения государственной политики в области
жилищно-коммунального хозяйства
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.
Текущее состояние отрасли
1.1.
Структура потребителей услуг (клиентская база)
Наименование показателя |
На
01.01.2004 |
На
01.01.2008 |
Постоянное население Санкт-Петербурга,
тыс.
чел. |
4640,3 |
4518,4 |
Количество предприятий, зарегистрированных в государственном регистре
предприятий и организаций (ЕГРПО), ед. |
305140 |
|
1.2.
Территориальное и ресурсное решение. Характеристика территориальной сети,
ее структура
Наименование показателя |
2003
год |
Количество предприятий ЖКХ, зарегистрированных в государственном
регистре предприятий и организаций (ЕГРПО),
единиц |
3791 |
Число
работников крупных и средних организаций ЖКХ (в декабре 2003 г.), тыс.
чел. |
65,2 |
Начисленная средняя заработная плата в расчете на 1 работника (в
декабре 2003 г.), руб. |
8759 |
В сфере
ЖКХ Санкт-Петербурга занят целый ряд предприятий и организаций. Общее
руководство и координацию деятельности организаций ЖКХ осуществляют органы
государственной власти Санкт-Петербурга: Жилищный комитет, Государственная
жилищная инспекция, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению,
Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по благоустройству и
дорожному хозяйству. На районном уровне функционируют государственные
учреждения «Жилищные агентства административных районов» и
жилищно-эксплуатационные предприятия (организации). Отдельные функции в
сфере ЖКХ выполняют органы местного самоуправления. Управление
негосударственным жилищным фондом и предоставление жилищно-коммунальных
услуг оказывают ТСЖ, ЖСК, жилищно-эксплуатационные организации и компании.
Основными предприятиями-поставщиками коммунальных услуг являются: ОАО «Ленэнерго»,
ГУП «ТЭК СПб», ГУП «Водоканал СПб», ПК ГГХ «Ленгаз», ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс».
1.3.
Объем и структура финансирования, в т.ч. бюджетного
Наименование расходов |
2003 год |
2007 год |
Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий ЖКХ (млн.
руб.). |
10244 |
17568 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и
средних предприятий ЖКХ(млн. руб.) |
2493 |
|
Расходы на
ЖКХ из бюджета Санкт-Петербурга (млн. руб.) |
14629 |
14011,1 |
1.4.
Сильные и слабые стороны (возможности и угрозы)
ЖКХ – одна
из важнейших сфер экономики, оказывающая непосредственное влияние на
формирование качества городской среды и уровень жизни населения. Доля
отрасли в стоимости валовой добавленной стоимости, создаваемой в
Санкт-Петербурге, составляет 3,7%. В 2003 году в ЖКХ было использовано
12,2% от суммы всех инвестиций в основной капитал и трудилось 5% от общей
численности занятого населения Санкт-Петербурга.
Инфраструктура ЖКХ Санкт-Петербурга характеризуется значительным уровнем
износа, высокой аварийностью и большими потерями энергоносителей.
Отслужили свой срок и требуют замены 40% тепловых сетей. Только 9%
водопроводных сетей изношены менее чем на 50%. Вследствие этого потери
воды в сетях оцениваются в 25% суточного потребления. Наличие изношенных
водопроводных сетей нарушает стабильность водоснабжения и приводит к
ухудшению качества воды в ходе ее транспортировки к потребителям. Средний
возраст основных фондов ОАО «Ленэнерго» составляет 28 лет при предельном
сроке службы 30-35 лет. Аналогичная ситуация с высокими показателями
изношенности сетей, сооружений и оборудования сложилась и во многих других
отраслях, обслуживающих ЖКХ Санкт-Петербурга. В связи с высоким уровнем
износа планово-предупредительный ремонт в системе городского хозяйства
уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3
раза выше.
Финансовое
обеспечение ЖКХ в существующем состоянии непосильно как для потребителей
его услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга. Из-за половинчатости и
непоследовательности реформ, проводимых в жилищной сфере и коммунальном
хозяйстве, сохраняется дотационный характер функционирования отрасли. В
последние годы ее недофинансирование составило около 20% от объема
требуемых средств. Эта проблема усугубляется большим объемом
задолженности.
Крайней
неэффективностью отличается, сложившаяся в отрасли, система управления. Её
характерными чертами являются: ведомственный монополизм, затратный
характер хозяйствования, недостаточно обоснованная и прозрачная тарифная
политика, отсутствие стимулов к улучшению деятельности и учету интересов
потребителей. Существующий механизм работы не способствует эффективному
использованию привлекаемых ресурсов и препятствует развитию ЖКХ. Очень
медленными темпами уменьшается очередь на улучшение жилищных условий.
Многие горожане десятилетиями ждут получения квартиры от государства.
Таким
образом, кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено
недостаточно эффективной системой управления, неудовлетворительным
финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических
стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой
степенью износа основных фондов, большими потерями энергоресурсов. К 2004
году сложилась ситуация, при которой дальнейшее развитие этой сферы
возможно лишь на основе ее коренного реформирования.
2.
Главная цель развития отрасли и временные стандарты проживания
Главной
целью развития ЖКХ является улучшение качества, разнообразия и
доступности предоставляемых услуг на основе устойчивости и надежности
работы комплекса городского хозяйства, рационального использования средств
городского бюджета, оздоровления финансовой ситуации, создания условий для
привлечения инвестиций и перехода на адресные принципы социальной защиты
населения. Достижение этой цели возможно только путем реформирования
отрасли.
2.1.
Временные стандарты проживания
Жилищно-коммунальные услуги - услуги исполнителя по поддержанию и
восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического
состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов
жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче
потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии
и горячей воды.
Потребительские свойства и режим предоставления жилищных услуг (услуг по
техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту домовладений)
должны соответствовать составу и периодичности выполняемых исполнителем
работ. Потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению
электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей
воды, канализации должны обеспечивать безопасность и непрерывность
потребления в необходимом потребителю объеме.
Инфраструктурный стандарт
Обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга,
предприятий и организаций доступности жилищно-коммунальных услуг при
достижении ресурсной и финансовой сбалансированности.
Стандарт качества
Обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга,
предприятий и организаций надлежащего качества оказания
жилищно-коммунальных услуг и уровня состояния жилья в соответствии со
стандартами проживания.
3. Основные
задачи и пути достижения главной цели
Основными
задачами развития ЖКХ на среднесрочную перспективу являются:
-
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное
функционирование ЖКХ;
-
обеспечение рационального, комплексного использования объектов жилищного
фонда и городского коммунального хозяйства;
-
совершенствование системы сбора, размещения и утилизации коммунальных
отходов;
-
переход
к рыночным отношениям, совершенствование новых подходов к управлению,
взаимодействию с субъектами естественных монополий, развитие
конкурентных отношений в сфере ЖКХ;
-
содействие развитию негосударственных жилищно-эксплуатационных
организаций и предприятий;
-
преодоление дотационного характера ЖКХ и вывод его в режим устойчивого и
достаточного финансирования;
-
создание
прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные
услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационных
отчислений, прибыли и т.п.);
-
обеспечение централизованного управления водо-, электро-, и
теплоснабжением Санкт-Петербурга;
-
повышение надежности и безопасности функционирования
жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
-
создание
условий для активизации процессов самоорганизации граждан в жилищной
сфере: стимулирование развития товариществ собственников жилья и иных
объединений граждан, усиление контроля со стороны населения за объемом и
качеством предоставляемых услуг;
-
создание
условий для снижения издержек, повышения качества услуг и инвестиционной
привлекательности за счет совершенствования тарифной политики,
достижения разумного баланса между интересами поставщиков и потребителей
услуг ЖКХ, а также перехода к адресной социальной поддержке населения на
основе введения персонифицированных счетов и «Карты горожанина» при
оплате жилищно-коммунальных услуг.
3.1.
Роль Правительства Санкт-Петербурга и иных органов государственной власти
города в развитии ЖКХ
Подобная
роль заключается, прежде всего, в формировании законодательной и
нормативной базы, и обеспечении устойчивого финансирования отрасли. В
случае если существующая правовая база не позволяет в полной мере
осуществлять эффективное управление отраслью, в нее необходимо вносить
соответствующие изменения, включая инициирование корректировки
федерального законодательства. Объемы и порядок финансирования должны
определяться системой стандартов и нормативов, а также полномочиями
органов государственной власти.
Регулированию подлежат общие принципы функционирования ЖКХ, тарифная
политика, установление ставок налогов, подходы к управлению предприятиями
отрасли (государственный сектор экономики либо субъекты естественных
монополий), введение или отмена льгот. Важным направлением
государственного регулирования развития ЖКХ остается политика в сфере
использования городской недвижимости (выделение земельных участков и иных
объектов для целей нового строительства, реконструкции, развития элементов
инфраструктуры), порядок подключения к инженерным сетям и сооружениям,
установление стандартов и нормативов потребления населением
жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, органы государственной власти
охватывают три важнейших элемента влияния на развитие отрасли:
регулирование, управление и финансирование.
Среди
функций органов государственной власти в сфере развития ЖКХ необходимо
выделить следующие:
-
проведение государственной политики в сфере содержания и ремонта
жилищного фонда;
-
проведение единой государственной жилищной политики;
-
контроль
за объемом и качеством предоставляемых населению жилищно-коммунальных
услуг;
-
установление цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги;
-
осуществление координации и контроля за вывозом, размещением и
переработкой коммунальных отходов;
-
фактическое предоставление льгот и выплата компенсаций по оплате
жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения, в
соответствии с действующим законодательством;
-
формирование системы правовых, организационных и технических условий
взаимодействия предприятий и организаций ЖКХ.
3.2. Роль
бизнеса, населения и некоммерческого сектора
Роль
бизнеса заключается в соответствующем участии в финансировании
развития городской инфраструктуры, а также конкретных объектов и
предприятий ЖКХ, находящихся в частной собственности. В полномочия бизнеса
входит оказание управляющего воздействия на организации отрасли, не
относящиеся к государственному сектору экономики, и их финансирование.
Частные предприятия, функционирующие в сфере ЖКХ, должны повышать качество
и разнообразие оказываемых услуг. Предпринимательские структуры,
являющиеся потребителями жилищно-коммунальных услуг, должны оплачивать их
в установленном порядке. С ходом реформы ЖКХ будет возрастать роль бизнеса
в инвестировании развития отрасли. Большое значение придается деятельности
инновационных и научных секторов экономики в создании альтернативных
источников энергоресурсов, разработке и внедрению новых, эффективных
технологий ресурсосбережения.
Задачи
населения в сфере развития ЖКХ сводятся, главным образом, к
своевременной и полной оплате жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого,
важно активизировать привлечение жителей к управлению жилищным фондом.
Планами реформирования ЖКХ предусматривается создание целой системы
действенных стимулов, направленных на создание товариществ собственников
жилья, домовых комитетов и иных форм самоорганизации граждан в сфере
управления жилищным фондом. Роль населения в осуществлении управленческой
функции будет неуклонно возрастать с проведением реформы отрасли.
Роль
некоммерческого сектора в сфере ЖКХ выполняют ТСЖ, ЖСК и иные формы
объединения собственников жилья (домовладельцев). Значение этого сектора в
развитии ЖКХ постоянно растет. Он выступает мощным катализатором
преобразований ЖКХ, задающим новые подходы в системе управления и
обслуживания жилищного фонда.
4.
Основные мероприятия по достижению главной цели
Среди
основных мероприятий нужно выделить следующее.
Осуществление реструктуризации и ликвидации задолженности,
сформировавшейся в сфере ЖКХ.
Проведение
инвентаризации и паспортизации имущественного комплекса ЖКХ.
Переход к
реальным договорным отношениям и пообъектному управлению в сфере ЖКХ.
Переход на
полную оплату услуг потребителями жилищно-коммунальных услуг, включая
отчисления на капитальный ремонт и модернизацию, при обеспечении
социальной защиты малоимущих и льготных категорий населения.
Проведение
эксперимента по отработке введения системы персонифицированных социальных
счетов граждан на основе чипкарт с осуществлением электронных расчетов.
Координация перехода к системе персонифицированных социальных счетов
граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты.
Отделение
функций собственника имущества от осуществления хозяйственной деятельности
по управлению и обслуживанию объектов ЖКХ. Осуществление реорганизации
государственных учреждений «Жилищное агентство» административных районов
Санкт-Петербурга путем передачи части их функций и имущества учреждаемым
открытым акционерным обществам «Государственная управляющая компания».
Внесение
изменений в уставы районных жилищных агентств, связанных с передачей части
их функций и имущества учреждаемым открытым акционерным обществам
«Государственная управляющая компания».
Формирование уставного капитала учреждаемых открытых акционерных обществ
«Государственная управляющая компания».
Внедрение
договорных отношений между собственником (для жилищной сферы –
объединениями собственников жилья или уполномоченной государством службой
заказчика) и управляющей (либо подрядной) компанией на основе конкурсного
отбора. Обеспечение конкурсного отбора управляющих компаний и подрядных
организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене.
Ограничение возможности изменения функционального назначения жилых зданий
(частей зданий).
Предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг права и реальных
возможностей влияния на объем и качество услуг путем воздействия на
предоставляющие их предприятия и организации.
Стимулирование ресурсосбережения, как со стороны производящих ресурсы
предприятий, так и со стороны потребителей.
Заключение
договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений
государственного жилищного фонда.
Реализация
в Санкт-Петербурге подпрограммы «Переселение граждан РФ из ветхого и
аварийного жилищного фонда», входящей в состав ФЦП «Жилище» на 2002-2010
годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 № 638.
Обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о
выполнении работ по обеспечению сохранности государственного жилищного
фонда Санкт-Петербурга, соблюдения объема и качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг.
Переход к
2005 году на выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по
обслуживанию жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Акционирование и приватизация государственных организаций, выполняющих
подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда.
Проведение
комплексного анализа технического состояния объектов
инженерно-энергетического комплекса и экспертизы издержек субъектов
естественных монополий.
Создание
управляющих компаний, осуществляющих деятельность по передаче ресурсов в
теплосетевом, электросетевом и водопроводно-канализационном хозяйстве.
Заключение
между Санкт-Петербургом и организациями инженерно-энергетического
комплекса соглашений, определяющих порядок и условия их взаимодействия.
Издание
нормативного правового акта, определяющего порядок выдачи технических
условий и выделения энергоресурсов, присоединения к энергоисточникам,
головным сооружениям систем инженерного обеспечения Санкт-Петербурга.
Создание
системы учета и контроля передаваемых в казну Санкт-Петербурга объектов
инженерной инфраструктуры, созданных за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга в процессе выполнения адресных программ капитальных
вложений и условий инвестиционных договоров.
Модернизация и строительство объектов, обеспечивающих жизнеобеспечение
Санкт-Петербурга (снабжение коммунальными услугами). Привлечение частных
инвестиций в предприятия городской инфраструктуры.
Переход от
расчетного метода обоснования потребленных ресурсов и затрат к приборному
(по фактическому потреблению).
Разработка
и внедрение новых, энерго эффективных технологий, создание альтернативных
источников энергоресурсов.
Приобретение жилой площади за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в
целях последующего ее заселения гражданами, признанными нуждающимися в
улучшении жилищных условий.
Вовлечение
отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
|