О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Информационный бюллетень

Основные положения государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства

.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

1. Текущее состояние отрасли

 

1.1. Структура потребителей услуг (клиентская база)

 

Наименование показателя

На 01.01.2004

На 01.01.2008

Постоянное население Санкт-Петербурга,

тыс. чел.

 4640,3

 4518,4

Количество предприятий, зарегистрированных в государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), ед.

305140

 

 

 

1.2. Территориальное и ресурсное решение. Характеристика территориальной сети, ее структура

 

Наименование показателя

2003 год

Количество предприятий ЖКХ, зарегистрированных в государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), единиц

3791

Число работников крупных и средних организаций ЖКХ (в декабре 2003 г.), тыс. чел.

65,2

Начисленная средняя заработная плата в расчете на 1 работника (в декабре 2003 г.), руб.

8759

 

В сфере ЖКХ Санкт-Петербурга занят целый ряд предприятий и организаций. Общее руководство и координацию деятельности организаций ЖКХ осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга: Жилищный комитет, Государственная жилищная инспекция, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по управлению городским имуществом, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. На районном уровне функционируют государственные учреждения «Жилищные агентства административных районов» и жилищно-эксплуатационные предприятия (организации). Отдельные функции в сфере ЖКХ выполняют органы местного самоуправления. Управление негосударственным жилищным фондом и предоставление жилищно-коммунальных услуг оказывают ТСЖ, ЖСК, жилищно-эксплуатационные организации и компании. Основными предприятиями-поставщиками коммунальных услуг являются: ОАО «Ленэнерго», ГУП «ТЭК СПб», ГУП «Водоканал СПб», ПК ГГХ «Ленгаз», ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс».

 

1.3. Объем и структура финансирования, в т.ч. бюджетного

 

Наименование расходов

2003 год

2007 год

Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий ЖКХ (млн. руб.).

10244

17568

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных и средних предприятий ЖКХ (млн. руб.)

2493

 

Расходы на ЖКХ из бюджета Санкт-Петербурга (млн. руб.)

14629

14011,1

 

1.4. Сильные и слабые стороны (возможности и угрозы)

 

ЖКХ – одна из важнейших сфер  экономики, оказывающая непосредственное влияние на формирование качества городской среды и уровень жизни  населения. Доля отрасли в стоимости валовой добавленной стоимости, создаваемой в Санкт-Петербурге, составляет 3,7%. В 2003 году в ЖКХ было использовано 12,2% от суммы всех инвестиций в основной капитал и трудилось 5% от общей численности занятого населения Санкт-Петербурга.

Инфраструктура ЖКХ Санкт-Петербурга характеризуется значительным уровнем износа, высокой аварийностью и большими потерями энергоносителей. Отслужили свой срок и требуют замены 40% тепловых сетей. Только 9% водопроводных сетей изношены менее чем на 50%. Вследствие этого потери воды в сетях оцениваются в 25% суточного потребления. Наличие изношенных водопроводных сетей нарушает стабильность водоснабжения и приводит к ухудшению качества воды в ходе ее транспортировки к потребителям. Средний возраст основных фондов ОАО «Ленэнерго» составляет 28 лет при предельном сроке службы 30-35 лет. Аналогичная ситуация с высокими показателями изношенности сетей, сооружений и оборудования сложилась и во многих других отраслях, обслуживающих ЖКХ Санкт-Петербурга. В связи с высоким уровнем износа планово-предупредительный ремонт в системе городского хозяйства уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Финансовое обеспечение ЖКХ в существующем состоянии непосильно как для потребителей его услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга. Из-за половинчатости и непоследовательности реформ, проводимых в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве, сохраняется дотационный характер функционирования отрасли. В последние годы ее недофинансирование составило около 20% от объема требуемых средств. Эта проблема усугубляется большим объемом задолженности.

Крайней неэффективностью отличается, сложившаяся в отрасли, система управления. Её характерными чертами являются: ведомственный монополизм, затратный характер хозяйствования, недостаточно обоснованная и прозрачная тарифная политика, отсутствие стимулов к улучшению деятельности и учету интересов потребителей. Существующий механизм работы не способствует эффективному использованию привлекаемых ресурсов и препятствует  развитию ЖКХ. Очень медленными темпами уменьшается очередь на улучшение жилищных условий. Многие горожане десятилетиями ждут получения квартиры от государства.

Таким образом, кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено недостаточно эффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергоресурсов. К 2004 году сложилась ситуация, при которой дальнейшее развитие этой сферы возможно лишь на основе ее коренного реформирования.

 

2. Главная цель развития отрасли и временные стандарты проживания

 

Главной целью развития ЖКХ является улучшение качества, разнообразия и доступности  предоставляемых услуг на основе устойчивости и надежности работы комплекса городского хозяйства, рационального использования средств городского бюджета, оздоровления финансовой ситуации, создания условий для привлечения инвестиций и перехода на адресные принципы социальной защиты населения. Достижение этой цели возможно только путем реформирования отрасли.

 

2.1. Временные стандарты проживания

Жилищно-коммунальные услуги - услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

Потребительские свойства и режим предоставления жилищных услуг (услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту домовладений) должны соответствовать составу и периодичности выполняемых исполнителем работ. Потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность и непрерывность потребления в необходимом потребителю объеме.

 

Инфраструктурный стандарт

Обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, предприятий и организаций доступности жилищно-коммунальных услуг при достижении ресурсной и финансовой сбалансированности.

 

Стандарт качества

Обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, предприятий и организаций надлежащего качества оказания  жилищно-коммунальных услуг и уровня состояния жилья в соответствии со стандартами проживания.

 

3. Основные задачи и пути достижения главной цели

 

Основными задачами развития ЖКХ на среднесрочную перспективу являются:

  • формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование ЖКХ;

  • обеспечение рационального, комплексного использования объектов жилищного фонда и городского коммунального хозяйства;

  • совершенствование системы сбора, размещения и утилизации коммунальных отходов;

  • переход к рыночным отношениям, совершенствование новых подходов к управлению, взаимодействию с субъектами естественных монополий, развитие конкурентных отношений в сфере ЖКХ;

  • содействие развитию негосударственных жилищно-эксплуатационных организаций и предприятий;

  • преодоление дотационного характера ЖКХ и вывод его в режим устойчивого и достаточного финансирования;

  • создание прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационных отчислений, прибыли и т.п.);

  • обеспечение централизованного управления водо-, электро-, и теплоснабжением Санкт-Петербурга;

  • повышение надежности и безопасности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;

  • создание условий для активизации процессов самоорганизации граждан в жилищной сфере: стимулирование развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усиление контроля со стороны населения за объемом и качеством предоставляемых услуг;

  • создание условий для снижения издержек, повышения качества услуг и инвестиционной привлекательности за счет совершенствования тарифной политики,  достижения разумного баланса между интересами поставщиков и потребителей услуг ЖКХ, а также перехода к адресной социальной поддержке населения на основе введения персонифицированных счетов и «Карты горожанина» при оплате жилищно-коммунальных услуг.

3.1. Роль Правительства Санкт-Петербурга и иных органов государственной власти города в развитии ЖКХ

Подобная роль заключается, прежде всего, в формировании законодательной и нормативной базы, и обеспечении устойчивого финансирования отрасли. В случае если существующая правовая база не позволяет в полной мере осуществлять эффективное управление отраслью, в нее необходимо вносить соответствующие изменения, включая инициирование корректировки федерального законодательства. Объемы и порядок финансирования должны определяться системой стандартов и нормативов, а также полномочиями органов государственной власти.

Регулированию подлежат общие принципы функционирования ЖКХ, тарифная политика, установление ставок налогов, подходы к управлению предприятиями отрасли (государственный сектор экономики либо субъекты естественных монополий), введение или отмена льгот. Важным направлением государственного регулирования развития ЖКХ остается политика в сфере использования городской недвижимости (выделение земельных участков и иных объектов для целей нового строительства, реконструкции, развития элементов инфраструктуры), порядок подключения к инженерным сетям и сооружениям, установление стандартов и нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, органы государственной власти охватывают три важнейших элемента влияния на развитие отрасли: регулирование, управление и финансирование.

Среди функций органов государственной власти в сфере развития ЖКХ необходимо выделить следующие:

  • проведение государственной политики в сфере содержания и ремонта жилищного фонда;

  • проведение единой государственной жилищной политики;

  • контроль за объемом и качеством предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг;

  • установление цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги;

  • осуществление координации и контроля за вывозом, размещением и переработкой коммунальных отходов;

  • фактическое предоставление льгот и выплата компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям населения, в соответствии с действующим законодательством;

  • формирование системы правовых, организационных и технических условий взаимодействия предприятий и организаций ЖКХ.

3.2. Роль бизнеса, населения и некоммерческого сектора

 

Роль бизнеса заключается в соответствующем участии в финансировании развития городской инфраструктуры, а также конкретных объектов и предприятий ЖКХ, находящихся в частной собственности. В полномочия бизнеса входит оказание управляющего воздействия на организации отрасли, не относящиеся к государственному сектору экономики, и их финансирование. Частные предприятия, функционирующие в сфере ЖКХ, должны повышать качество и разнообразие оказываемых услуг. Предпринимательские структуры, являющиеся потребителями жилищно-коммунальных услуг, должны оплачивать их в установленном порядке. С ходом реформы ЖКХ будет возрастать роль бизнеса в инвестировании развития отрасли. Большое значение придается деятельности инновационных и научных секторов экономики в создании альтернативных источников энергоресурсов, разработке и внедрению новых, эффективных технологий ресурсосбережения.

 

Задачи населения в сфере развития ЖКХ сводятся, главным образом, к своевременной и полной оплате жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого, важно активизировать привлечение жителей к управлению жилищным фондом. Планами реформирования ЖКХ предусматривается создание целой системы действенных стимулов, направленных на создание товариществ собственников жилья, домовых комитетов и иных форм самоорганизации граждан в сфере управления жилищным фондом. Роль населения в осуществлении управленческой функции будет неуклонно возрастать с проведением реформы отрасли. 

 

Роль некоммерческого сектора в сфере ЖКХ выполняют ТСЖ, ЖСК и иные формы объединения собственников жилья (домовладельцев). Значение этого сектора в развитии ЖКХ постоянно растет. Он выступает мощным катализатором преобразований ЖКХ, задающим новые подходы в системе управления и обслуживания жилищного фонда.

 

4. Основные мероприятия по достижению главной цели

 

Среди основных мероприятий нужно выделить следующее.

Осуществление реструктуризации и ликвидации задолженности, сформировавшейся в сфере ЖКХ.

Проведение инвентаризации и паспортизации имущественного комплекса ЖКХ.

Переход к реальным договорным отношениям и пообъектному управлению в сфере ЖКХ.

Переход на полную оплату услуг потребителями жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт и модернизацию, при обеспечении социальной защиты малоимущих и льготных категорий населения.

Проведение эксперимента по отработке введения системы персонифицированных социальных счетов граждан на основе чипкарт с осуществлением электронных расчетов.

Координация перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты.

Отделение функций собственника имущества от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию объектов ЖКХ. Осуществление реорганизации государственных учреждений «Жилищное агентство»  административных районов Санкт-Петербурга путем передачи части их функций и имущества учреждаемым открытым акционерным обществам «Государственная управляющая компания». 

Внесение изменений в уставы районных жилищных агентств, связанных с передачей части их функций и имущества учреждаемым открытым акционерным обществам «Государственная управляющая компания».

Формирование уставного капитала учреждаемых открытых акционерных обществ «Государственная управляющая компания». 

Внедрение договорных отношений между собственником (для жилищной сферы – объединениями собственников жилья или уполномоченной государством службой заказчика) и управляющей (либо подрядной) компанией на основе конкурсного отбора. Обеспечение конкурсного отбора управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене.

Ограничение возможности изменения функционального назначения жилых зданий (частей зданий).

Предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг права и реальных возможностей влияния на объем и качество услуг путем воздействия на предоставляющие их предприятия и организации.

Стимулирование ресурсосбережения, как со стороны производящих ресурсы предприятий, так и со стороны потребителей.

Заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений государственного жилищного фонда.

Реализация в Санкт-Петербурге подпрограммы «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 № 638.

Обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении работ по обеспечению сохранности государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, соблюдения объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Переход к 2005 году на выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Акционирование и приватизация государственных организаций, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда.

Проведение комплексного анализа технического состояния объектов инженерно-энергетического комплекса и экспертизы издержек субъектов естественных монополий.

Создание управляющих компаний, осуществляющих деятельность по передаче ресурсов в теплосетевом, электросетевом и водопроводно-канализационном хозяйстве.

Заключение между Санкт-Петербургом и организациями инженерно-энергетического комплекса соглашений, определяющих порядок и условия их взаимодействия.

Издание нормативного правового акта, определяющего порядок выдачи технических условий и выделения энергоресурсов, присоединения к энергоисточникам, головным сооружениям систем инженерного обеспечения Санкт-Петербурга.

Создание системы учета и контроля передаваемых в казну Санкт-Петербурга объектов инженерной инфраструктуры, созданных за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в процессе выполнения адресных программ капитальных вложений и условий инвестиционных договоров.

Модернизация и строительство объектов, обеспечивающих жизнеобеспечение Санкт-Петербурга (снабжение коммунальными услугами). Привлечение частных инвестиций в предприятия городской инфраструктуры.

Переход от расчетного метода обоснования потребленных ресурсов и затрат к приборному (по фактическому потреблению).

Разработка и внедрение новых, энерго эффективных технологий, создание альтернативных источников энергоресурсов.

Приобретение жилой площади за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в целях последующего ее заселения гражданами, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.