О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Информационный бюллетень

Основные положения государственной градостроительной политики Санкт-Петербурга

.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

1. Текущее состояние отрасли

 

Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира. Исторический центр Санкт-Петербурга и ряд его пригородов, где расположены дворцово-парковые ансамбли, включены ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Территория исторического центра города охватывает 5,8 тыс. га. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что Санкт-Петербург относится к городам, являющимся объектами градостроительной деятельности особого регулирования.

Общая площадь территории, в границах субъекта Российской Федерации, помимо непосредственно города Санкт-Петербурга включает целый ряд пригородных территорий. Важным аспектом градостроительного развития Санкт-Петербурга является и то, что часть территории моноцентрической петербургской агломерации находится в пределах другого субъекта Российской Федерации – Ленинградской области.

 

1.1. Структура потребителей продукции и услуг (клиентская база)

 

Наименование показателей

На 01.01.2004

На 01.01.2008

Постоянное население Санкт-Петербурга, тыс. чел.

4640,3

4518,4

Иностранные посетители (за 2003 и 2007 гг.), тыс. чел.

3112,6

5254,7

Российские посетители (за 2003 и 2007 гг.), тыс. чел.

909,6

1343,85

Временное население (среднегодовое), тыс. чел.

200 (оценка)

300 (оценка)

Количество предприятий, зарегистрированных в государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), ед.

305140

 

 

1.2. Территориальное и ресурсное решение. Характеристика территориальной сети и ее структура

 

Наименование показателей

Значение

Общая площадь территории Санкт-Петербурга, в границах субъекта РФ

139,9 тыс. га

Основные виды использования территории города:

 

особо охраняемые территории и объекты (главным образом земли рекреационного назначения)

20,5%

сельскохозяйственная деятельность

20,5%

промышленность

12,7%

земли общего пользования

9%

общественно-деловая застройка

8,1%

жилая застройка

6,4%

объекты транспорта, связи и инженерных коммуникаций

6,2%

не используемые земли

5,9%

военные, режимные и иные объекты специального значения

5,6%

водный фонд

3,8%

Количество предприятий строительства, зарегистрированных в государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), ед.

28544

Количество работников крупных и средних строительных предприятий (в декабре 2003 г.), тыс. чел.

63,4

Начисленная средняя заработная плата в расчете на 1 работника (в декабре 2003 г.), руб.

9623

 

1.3. Объем и структура финансирования, в том числе бюджетного

 

Наименование расходов

2004 год

2007 год

Капитальные расходы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (млн. руб.)

19919

46289

В том числе:

капитальное строительство

6122

13052

капитальный ремонт

4123

9349

капитальные расходы Территориального дорожного фонда Санкт-Петербурга

2664

5162

капитальные расходы целевого бюджетного фонда развития инфраструктуры  Санкт-Петербурга

5168

15003

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в строительстве (млн. руб.)

3883

 

 

1.4. Сильные и слабые стороны (возможности и угрозы)

 

Строительные организации города специализируются на возведении жилья, реконструкции и реставрации памятников архитектуры, проектировании и сооружении сложных транспортных коммуникаций и гидротехнических сооружений. Отрасль обладает высокой гибкостью в реагировании на изменения ситуации на рынке: в жилищном секторе удалось совершить быстрый переход от строительства преимущественно типовых панельных зданий к индивидуальным проектам кирпичного и монолитного домостроения. Объемы жилищного строительства в настоящее время превысили дореформенный уровень. Строительство жилья относится к числу самых высокорентабельных видов хозяйственной деятельности.

Отрасль характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью. Однако темпы вложений по годам характеризуются неравномерностью. В 2002 году в отрасль было инвестировано 2,7 млрд. руб., что составило 4,6% от всех инвестиций в экономику Санкт-Петербурга (в 2001 году – 8,9%). За 2003 год объем инвестиций составил 12,2 млрд. руб., что на 43% больше, чем в 2002 году.

К сложностям, которые негативно влияют на развитие градостроительной деятельности, следует отнести следующее:

  • высокая доля промышленной застройки в центральных районах и промышленных зон в целом на территории города;

  • низкий уровень оптимальности существующей структуры функционального использования земель;

  • значительная дифференциация между отдельными районами в плотности жилой застройки, общественно-деловых и производственных зон;

  • некомплексный характер новых жилых районов;

  • неэффективные нормы градостроительного регулирования, отсутствие нового Генерального плана, сложности и дороговизна процедур согласования строительных проектов, недостатки координации между государственными структурами, растущая дополнительная инвестиционная нагрузка;

  • дефицит инженерно подготовленных свободных земельных участков.

2. Главная цель политики и временные стандарты проживания

 

Главной целью градостроительного развития Санкт-Петербурга является создание комфортной пространственной среды, удобной для петербуржцев и привлекательной для деятельности и постоянного проживания будущих горожан.

В основе градостроительных преобразований находится идея превращения Санкт-Петербурга в открытый европейский город, занимающий достойное место в ряду высокоразвитых городов мира. Все градостроительные преобразования должны быть ориентированы на достижение европейских стандартов качества городской среды.

 

2.1. Временные стандарты проживания

 

Стандарт структуры ресурса

Обеспечение потребностей населения, государства и экономики в территориальных и пространственных ресурсах для осуществления различных видов деятельности в соответствии со стандартами проживания.

 

Стандарт эффективности использования ресурса

 

Обеспечение эффективного использования территории города для осуществления различных видов деятельности в соответствии со стандартами проживания.

 

3. Основные задачи и пути достижения главной цели

 

Для достижения главной цели в области градостроительного развития необходимо решить следующие задачи.

Повышение эффективности использования территории города.

Обеспечение реализации государственной политики в области архитектуры и градостроительства с учетом интересов жителей Санкт-Петербурга.

Сохранение и реставрация историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия Санкт-Петербурга.

Улучшение городской среды, осуществление благоустройства и озеленения территории.

Формирование и поддержка зон активных градостроительных преобразований, стимулирование пространственно-функциональной трансформации.

Развитие полицентрической структуры Санкт-Петербурга с дальнейшим формированием городских центров в периферийных районах.

Формирование новых селитебных районов с жильем высокого уровня комфортности.

Укрепление роли исторического центра Санкт-Петербурга как места сосредоточения важнейших объектов культуры, науки, образования, государственной власти, туризма; усиление культуросозидающей, жилой, музейной и репрезентативной функций исторического центра.

Активное градостроительное преобразование Санкт-Петербурга в направлении общемировых тенденций постиндустриального развития, с переносом фокуса внимания на науку и высшее образование, культуру, управление бизнесом, финансами, на развитие туризма.

Развитие рекреационных зон с объектами спортивно-оздоровительного, культурного, лечебного профиля при сохранении ландшафтных территорий и лесопарковых зон.

Вынос с территории города производств высокого класса вредности и производств, связанных со значительными автотранспортными грузопотоками в новые формирующиеся производственные зоны.

Создание условий для привлечения средств федерального бюджета, кредитов международных финансовых организаций и частных инвесторов для осуществления строительной деятельности.

Создание условий для активизации процессов приобретения предприятиями в собственность занимаемых земельных участков и формирование полноценного рынка земель коммерческого использования.

Активизация инвестиционной деятельности, создание равноценных условий для успешного развития в Санкт-Петербурге всех градоформирующих функций.

Обеспечение формирования благоприятного инвестиционного климата посредством максимального упрощения процедур согласования разрешительной документации при безусловном соблюдении требований законодательства, предсказуемости, стабильности градостроительных требований и возможности выбора видов использования земельных участков.

Регулирование градостроительной деятельности с учетом положений социальных, экономических, экологических, культурных и иных программ, принятых органами государственной власти РФ и Санкт-Петербурга.

Обеспечение открытости процедур принятия градостроительных решений и информации о состоянии среды жизнедеятельности в Санкт-Петербурге и ее предполагаемых изменениях, за исключением информации, содержащей государственную тайну.

 

3.1. Роль государства 

 

Роль органов государственной власти состоит, главным образом,  в обеспечении благоприятных условий для осуществления градостроительной деятельности, за счет эффективных мер регулирования (планы застройки, градостроительные регламенты и т.п.), а также участия в развитии городской инфраструктуры за счет средств бюджетов. Органы государственной власти должны в полном объеме финансировать инженерную подготовку территорий, необходимых для осуществления градостроительной деятельности. Понесенные затраты будут компенсированы инвесторами – победителями торгов на право реализации инвестиционных проектов на конкретных земельных участках. В процессе подготовки и реализации градостроительных решений требуется обеспечить баланс интересов государственных структур, застройщиков (инвесторов) и населения. Важным предметом деятельности государственных структур является контроль над соблюдением нормативов и стандартов осуществления градостроительной деятельности. Кроме этого, государственные структуры должны активизировать усилия по подготовке кадров для строительных предприятий.

 

3.2. Роль бизнеса

 

Расширение предпринимательской инициативы, активности и привлечение необходимого объема инвестиций для устойчивого градостроительного развития Санкт-Петербурга.

Улучшение качества возводимых (реконструируемых) зданий и сооружений, безусловное соблюдение существующих в строительстве стандартов и нормативов.

Обеспечение регулярной выплаты достойной заработной платы работникам и бережное отношение к природной окружающей среде.

 

3.3. Роль населения

 

Формирование высокого совокупного потребительского спроса на результаты градостроительной деятельности (прямые или косвенные).

Бережное отношение к объектам, созданным в результате градостроительной деятельности.

Граждане должны принимать активное участие в обсуждении проектов градостроительной деятельности, в пределах полномочий, отведенных действующим законодательством. Для этого могут образовываться инициативные группы граждан, ассоциации, союзы и иные формы общественных объединений.

 

3.4. Роль некоммерческого сектора

 

Состоит в оказании помощи государству в контроле за осуществлением градостроительной деятельности, участии в разработке стандартов и правил застройки. Некоммерческий сектор может также выражать интересы бизнеса и населения в случае возникновения противоречий и конфликтных ситуаций в ходе осуществления градостроительной деятельности.

 

4. Основные мероприятия по достижению главной цели

 

Среди основных мероприятий в области градостроительства, реализация которых необходима для достижения главной цели развития этой сферы жизнедеятельности, следует выделить следующие.

Проведение паспортизации объектов историко-культурного наследия, формирование банка данных, подготовка программы реставрационных работ.

Изъятие из ведения Министерства обороны РФ неиспользуемых зданий и территорий с целью их активного вовлечения в хозяйственный оборот.

Совершенствование научно-исследовательской, производственной и материально-технической базы для проведения ремонтно-реставрационных работ.

Подготовка и утверждение нового Генерального плана Санкт-Петербурга и градостроительных регламентов.

Стимулирование изменения функционального использования территорий, занимаемых объектами с несвойственными для мегаполиса функциями (сельское хозяйство, отдельные отрасли промышленности и т.п.).

Вовлечение в хозяйственный оборот дополнительно около 6,6 млн. кв.м. площадей за счет, как непосредственного освоения новых территорий, так и перераспределения части земли, которая занята неэффективными производствами (сельское хозяйство, часть промышленности, транспорта).

Разработка, принятие (утверждение) правовых актов Санкт-Петербурга, регламентирующих вопросы осуществления градостроительной деятельности, в т.ч.:

  • закона о правилах застройки Санкт-Петербурга;

  • закона о порядке предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

  • правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга;

  • положения об охране объектов культурного наследия Санкт-Петербурга;

  • направлений развития территориальной прибрежной зоны г. Ломоносова;

  • правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга;

  • градостроительных нормативов и правил Санкт-Петербурга;

  • территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, охраны окружающей среды, развития транспортных систем и систем инженерной и социальной инфраструктуры, использования подземного пространства;

  • основных направлений совершенствования порядка реализации проектов комплексного развития территорий и деятельности агентств по развитию территорий.

Реализация важнейших инвестиционных строительных проектов: КАД, ЗСД, КЗС от наводнений, новых мостовых переходов через Неву, магистралей радиального направления, достройки новых станций метрополитена, завершение формирования Центральной и Внутренней дуговых магистралей, строительства и реконструкции основных набережных и ряда других.

Внесение корректив в параметры земельного налога и методику расчета арендной платы за землю для стимулирования предприятий к рациональному использованию земли.

Разработка градостроительной документации, необходимой для осуществления функциональных  архитектурно-планировочных преобразований на наиболее важных и ответственных в градостроительном отношении территориях.

Строительство, реконструкция и реставрация жилищного фонда.

Реорганизация государственных учреждений «Управление инвестиций» и «Фонд капитального строительства».

Отнесение части территорий Санкт-Петербурга к объектам градостроительной деятельности особого регулирования.

Организация ведения Государственного градостроительного кадастра Санкт-Петербурга и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга.

Проработка вопросов организации системы ограничений для въезда грузового и легкового транспорта в исторический центр города, в т.ч. с организацией зон промежуточных парковок.

Уточнение и согласование с органами государственной власти Ленинградской области границы пригородной зоны Санкт-Петербурга. Организация разработки «Консолидированной схемы градостроительного планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Рассмотрение возможности расширения площади Санкт-Петербурга за счет присоединения ряда населенных пунктов и территорий Ленинградской области.