О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Информационный бюллетень

Основные положения государственной политики Санкт-Петербурга  в  области социальной защиты населения

.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные положения государственной политики Санкт-Петербурга
в  области социальной защиты населения

(проект)

 

1. Текущее состояние отрасли

1.1. Структура потребителей услуг (клиентская база)

Согласно действующему законодательству в системе социальной защиты населения (далее - СЗН) выделяется четыре категории населения (целевые группы), которым предоставляются социальные услуге по социальной защите.

 

 

№ п/п

№ целевой группы

Категория

Численность на 01.01.04, тыс. чел.

Численность на 01.01.08, тыс. чел.

Примечание

1.

1.

Лица пенсионного возраста (женщины 55+, мужчины 60+)

1121,3

1132,7

Прогнозные оценки Петербург-комстата

2.

1

Лица возраста 80 лет и старше

136,9

157,0

Прогнозные оценки Петербург-комстата

3.

1

Лица возраста 90 лет и старше

19,4

21,0

Прогнозные оценки Петербург-комстата

4.

2

Инвалиды

220

 

Данные КТиСЗ

5.

2

Дети–инвалиды

17

 

Данные КТиСЗ

6.

3

Семьи, имеющие детей (тыс. семей)

635

 

Данные КТиСЗ

7.

3

Семьи, имеющие детей возраста до 1 года (тыс. семей)

22

 

Данные КТиСЗ

8.

3

Семьи, имеющие детей возраста от 1 года до 2 лет (тыс. семей)

19

 

Данные КТиСЗ

9.

3

Семьи со среднедушевым месячным доходом ниже прожиточного минимума

700

 

Данные ЦСАОП

10.

3

Малообеспеченные семьи, состоящие на учете

360

 

Данные КТиСЗ

11.

4

Лица БОМЖ

 

 

 

12.

4

Лица, освобожденные из ИТУ

 

 

 

13.

4

Лица БОМЖ, получившие продуктовую помощь

5

 

Данные КТиСЗ

14.

5

другие категорий, для которых государственные гарантии носят ситуативный и/или временный характер

 

 

 

 

 

1.2. Перечень услуг

Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти Санкт-Петербурга с учетом потребностей населения, проживающего на территории Санкт-Петербурга. Социальные услуги предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания и оказываемых в рамках СПН. Приведенный ниже примерный перечень социальных услуг структурирован в соответствии со структурой потребителей услуг – категориям населения, на которые распространяются государственные гарантии социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. К основным видам социальных услуг относятся:

 

А) Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания

Материально-бытовые услуги

Услуги по организации питания, быта, досуга

Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги.

Организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей

Содействие в организации ритуальных услуг

 

Б) Услуги, предоставляемые детям, нуждающимся в стационарном обслуживании

 

В) Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию

Услуги по организации питания, быта и досуга

Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги

Содействие в получении образования и(или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями

Содействие в трудоустройстве

Правовые услуги

Содействие в организации ритуальных услуг

 

Г) Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения

 

Д) Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи

Срочное социальное обслуживание

Экстренная социальная помощь, оказываемая при стихийных бедствиях

 

Е) Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях

Услуги по организации питания, быта и досуга

Социально-медицинские услуги

Содействие в получении образования и(или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями

Правовые услуги.

 

1.3. Территориальное и ресурсное решение. Характеристика территориальной сети и ее структура

Кадровое обеспечение

Среднемесячная заработная плата по Санкт-Петербургу в 2003 году по отрасли «социальное обеспечение» составляет 5374,6 рублей при средней по городу зарплате – 6810,6 рублей в месяц. По состоянию на 1 января 2004 г.в системе СПН работало 13431 человек.

 

 

№ п/п

Категория

Занято

 

Всего

13431

 

в том числе:

 

1.

Комитет по труду и социальной защите населения

149

2.

Учреждения социального обслуживания

5445

3.

Районные органы социальной защиты населения

912

4.

Центры социального обслуживания населения (ЦСОН)

6204

5.

Городской центр по начислению и выплаты пособий

364

6.

Городское объединение МСЭ

357

 

 

Укомплектованность кадрами по категориям

 

№ п/п

Категория

Укомплектованность, %

1

Рабочие

53,47

2

Санитарки

47,37

3

ИТР

84,86

4

Служащие

71,20

5

Социальные работники

80,76

 

 

Характеристика территориальной сети, ее структура

В соответствии с федеральным законодательством система учреждений социального обслуживания может включать 13 различных типов учреждений.

Система учреждений социальной поддержки (защиты) населения в Санкт-Петербурге на 01.01.2004 состояла из 70 отдельных учреждений разного профиля и разной подчиненности (городские, районные, муниципальные).

Неравномерность развития территориальной сети учреждений СЗН характеризуется следующим:

  • В системе предоставления услуг СЗН наибольшее внимание уделяется обслуживанию пожилых, для других категорий граждан услуги либо предоставляются не в полном объеме, либо не предоставляются вообще.

  • Территориальное распределение возможностей системы СЗН по предоставлению услуг в целом не соответствуют структуре категорий лиц, в этих услугах нуждающихся. Системой учреждений охвачены центр города и юго-западная его часть, в то время как в наиболее плотных населенных районах (Севера и Северо-запада) учреждения любого типа, практически, отсутствуют.

 

№ типа

Название типа (группы) учреждений

Количество на 01.01.04

 

Базовые учреждения

 

1.

стационарных городских учреждений социального обслуживания пожилых жителей города

6

2.

учреждений социальной реабилитации инвалидов

5

3.

учреждений социальной помощи семье и детям

14

4.

городских учреждений оказания социальной помощи бездомным

4

 

Городская территориальная сеть

 

1.

Учреждения, подведомственные КТиСЗ

43

2.

Центры социального обслуживания населения (ЦСОН)

18

3.

ГУ СЗН районного подчинения

5

4.

Муниципальное учреждение

1

5.

Службы социального обслуживания в структуре Отделов СЗН

2

 

Ощущаемую острую нехватку в реабилитационных услугах для инвалидов и оказанию помощи семьям и детям, районные службы СЗН в настоящее время удовлетворить не в состоянии. Учреждения же городского подчинения также не могут обеспечить предоставление социальных услуг всем желающим в полном объеме, в том числе и потому, что данные учреждения должны оказывать помощь всем жителям города, принадлежащим к обслуживаемым категориям, а не только тем, которые проживают в близлежащих районах.

 

1.4. Объем и структура финансирования, в том числе бюджетного

За период с 2000 года до 2003 года доля расходов бюджета Санкт-Петербурга на социальную политику выросла с 8,2% до 12,8%.

 

Раздел

Наименование

2004 г., бюджет

2007 г., прогноз

млн. руб.

%

млн. руб.

%

1800

Социальная политика

9723,8

11,3

14813,8

10,6

 

В том числе:

 

 

 

 

 

Расходы на содержание и развитие учреждений социального обеспечения

2000

 

 

 

 

Социальная помощь (социальное обслуживание на дому и в полустационарном режиме)

1500

 

 

 

 

обеспечение социальных льгот и социальных гарантий в рамках федерального законодательства, социальной защиты лиц, попавших в ТЖС, ОНСЗ

6000

 

 

 

 

 

2. Главная цель политики

Главная цель политики – обеспечение всем гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (нуждающимся согласно действующему законодательству в социальной поддержке), уровня и качества жизни, соответствующих стандартам проживания.

Социальная поддержка осуществляется методами:

  • социальной реабилитации (социализации – активными формами социальной поддержки), обеспечивающими гражданина:

    • жилищем –«крышей над головой»;

    • занятием, в том числе – профессиональной подготовкой, обеспечивающей эффективную занятость;

    • источником существования;

  • социальной защиты, обеспечивающими гражданина выплатами (пособиями, трансфертами); применяется для тех, кто по тем или иным причинам не способен (или не готов – постоянно или временно) к активной социальной поддержке (социализации).

Количественный аспект целевых установок по социальной поддержке населения (СПН) предполагает такой уровень развитие системы учреждений СПН, при котором она способна предоставить весь спектр необходимых услуг по СПН всем категориям граждан, на которые распространяются согласно действующему законодательству государственные гарантии по СПН.

Качественный аспект предполагает соответствие качества социальных услуг, оказываемых в рамках СПН, европейским стандартам на предоставление аналогичных социальных услуг.

 

3. Временные стандарты проживания. Временные нормативы стандартов

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам в соответствии с действующим законодательством на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. К категориям граждан, которым гарантируется социальная поддержка в форме социального обслуживания, относятся, в частности, лица пожилого возраста и инвалиды. К формам социального обслуживания также относится также обеспечение граждан социальными льготами в соответствии с действующим законодательством. При этом льготы рассматриваются либо в натуральном, либо в денежном выражении – в соответствии с Законом о «монетизации» натуральных льгот.

Для отрасли «Социальное обслуживание» предлагается система из двух стандартов проживания в Санкт-Петербурге, согласно которым Правительство города гарантирует любой категории населения Санкт-Петербурга, нуждающейся в соответствии с действующим законодательством в социальной поддержке, обеспечение этой поддержки в полном объеме в форме предоставления соответствующего набора социальных услуг.

 

3.1. Инфраструктурный стандарт

Обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, доступности социальных услуг в соответствии с действующим законодательством и стандартами проживания в Санкт-Петербурге.

 

Наименование показателя

Единица измерения

Текущее значение (2003 г.)

Пороговое значение

Целевое значение (2007 г.)

Потребители услуг – граждане пожилого возраста, инвалиды, дети и малоимущие семьи, и др. в соответствии с действующим законодательством

Укомплектованность учреждений социального обслуживания специалистами:

 

 

 

 

основной персонал

% к штатному расписанию

78,9

78

95

вспомогательный персонал

50,4

50

95

Стационарные учреждения социальной помощи семье и детям, социального обслуживания пожилых жителей

Пешеходная доступность до учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта в:

 

 

 

 

Районе города

мин.

10

10

5

Пригородном районе (населенный пункт)

мин.

15

15

10

Количество учреждений город:

ед.

17

17

 

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность койко-местами

кв.м. на 10000 человек

 

 

 

Обеспеченность специалистами

 

 

 

 

основной персонал

спец. на 10000 человек

 

 

 

вспомогательный персонал

спец. на 10000 человек

 

 

 

Укомплектованность специалистами

 

 

 

 

основной персонал

%

 

 

 

вспомогательный персонал

%

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

доля государства в стоимости услуг

%

 

 

 

максимально допустимая доля собственных расходов граждан по отношению к общей стоимости услуг

%

25

 

 

Полустационарные учреждения социальной помощи семье и детям, социальной реабилитации инвалидов, оказания социальной помощи бездомным, Центры социального обслуживания населения

Пешеходная доступность до учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта в:

 

 

 

 

районе города

мин.

10

10

5

пригородном районе (населенный пункт)

мин.

15

15

10

Количество учреждений на городе:

ед.

57

57

87

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность площадью

кв.м. на 10000 человек

 

 

 

Обеспеченность специалистами

 

 

 

 

основной персонал

спец. на 10000 человек

 

 

 

вспомогательный персонал

спец. на 10000 человек

 

 

 

Укомплектованность специалистами

%

 

 

 

основной персонал

 

 

 

 

вспомогательный персонал

 

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

доля государства в стоимости услуг

%

 

 

 

максимально допустимая доля собственных расходов граждан по отношению к общей стоимости услуг

%

25

 

 

Оказание социальной помощи на дому

Пешеходная доступность места предоставления услуги (место жительства клиента) от учреждения социального обслуживания или ближайшей остановки общественного транспорта в:

 

 

 

 

районе города

мин.

10

10

5

пригородном районе (населенном пункте)

мин.

15

15

10

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность специалистами

 

 

 

 

основной персонал

спец. на 10000 человек

 

 

 

вспомогательный персонал

спец. на 10000 человек

 

 

 

Укомплектованность специалистами

 

 

 

 

основной персонал

%

 

 

 

вспомогательный персонал

%

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

доля государства в стоимости услуг

%

 

 

 

максимально допустимая доля собственных расходов граждан по отношению к общей стоимости услуг

%

25

 

 

 

 

3.2. Стандарт качества

Обеспечение качества социальных услуг социальной поддержки населения, предоставляемых населению, пребывающему на территории Санкт-Петербурга, в соответствии со стандартами проживания.

 

Наименование показателя

Единица измерения

Текущее значение (2003 г.)

Пороговое значение

Целевое значение (2007 г.)

Обеспеченность населения услугами социальной поддержки населения (СПН)

Доля пожилых жителей города, обслуженных системой СПН, в общей численности пожилых жителей Санкт-Петербурга

%

 

 

 

Доля инвалидов, обслуженных системой СПН, в общей численности инвалидов

%

 

 

 

Доля семей (малообеспеченных, многодетных и т.п.), нуждающихся в социальной поддержке и обслуженных системой СПН  в общей численности жителей Санкт-Петербурга данной целевой группы

%

51,4

51

60

Численность лиц БОМЖ и лиц, освобожденных из ИТУ, обслуженных системой СПН

%

 

 

 

Среднее время ожидания социальной услуги:

 

 

 

 

при оказании услуги на дому

 

 

 

 

в полустационарном учреждении

 

 

 

 

в стационарном учреждении

 

 

 

 

Средняя себестоимость услуги:

 

 

 

 

при оказании услуги на дому

руб. / услугу

 

 

 

полустационарные учреждения

руб. / услугу

 

 

 

стационарные учреждения

руб. / услугу

 

 

 

Средняя себестоимость обслуживания одного человека:

 

 

 

 

при оказании услуги на дому

руб. / чел.

 

 

 

полустационарные учреждения

руб. / чел.

 

 

 

стационарные учреждения

руб. / чел.

 

 

 

Отношение средней начисленной заработной платы работника в отрасли к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения

 

 

 

 

 

 

4. Задачи достижения значений временных нормативов стандартов

К ним, прежде всего, относятся задачи, сформулированные в Послании Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию:

  1. Существенное увеличение объема социальных трансфертов, обеспечение своевременной выплаты пенсий и пособий, а также выплаты надбавки к заработной плате бюджетникам и к пенсиям малообеспеченным горожанам.

  2. Развитие сети стационарных учреждений, центров социального обслуживания и реабилитационных центров для обеспечения комплексного подхода к социальной защите пожилых людей и инвалидов. Реконструкция зданий под эти учреждения. Развитие системы специализированных домов для одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов, а также домов ночного пребывания для лиц, оказавшихся в кризисной ситуации.

Экономико-технологическое развитие социальной сферы определяется сегодня необходимостью реализация на региональном уровне закона о «монетизации» социальных льгот – закона о замене натуральных льгот денежными выплатами и компенсациями. Направления реализации этого закона включают:

  1. Перераспределение полномочий в социальной сфере между федеральными, региональными органами власти и местным самоуправлением. Создание в Санкт-Петербурге нового комплексного нормативно- правового поля, регулирующую социальную сферу, закрепление его в форме «Регионального социального кодекса».

  2. Создание регионального рынка социальных услуг, обеспечивающего реализацию как экономических, рыночных инструментов социального обслуживания, так и традиционных механизмов социальной защиты, льготирования и т.п.

  3. Создание регламентированной системы контроля и оценки эффективности функционирования сети учреждений, осуществляющих социальное обслуживание в рамках СЗН. Последовательный перевод учреждений СЗН от «сметного» финансирования к финансированию по результатам их деятельности по предоставлению социальных услуг.

4.1. Роль государства

Временный реестр государственных функций

Соответствующими нормативными документами государство гарантирует комплекс социальных обязательств, осуществляемых через государственные функции:

  • охрана труда и здоровья людей;

  • установление минимального размера оплаты труда;

  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

  • государственная поддержка инвалидов;

  • государственная поддержка пожилых граждан;

  • развитие системы социальных служб;

  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты;

  • установление уровня бесплатного образования, создание условий для развития системы дополнительного образования для целевых групп, нуждающихся в социальной защите.

На сегодняшний день государство осуществляет все функции по СЗН: регулирования, исполнения и финансирования.

В дальнейшем, с формированием рынка социальных услуг, предполагается передача части этих функций (полностью или частично):

  • населению – функции финансирования (оплаты) предоставляемых услуг – после реализации закона «о монетизации» натуральных услуг; частично  – функцию регулирования (см. ниже);

  • «третьему сектору» и бизнесу – частично функций исполнения за счет создания негосударственных учреждений социального обслуживания.

Показатели эффективности деятельности органов государственной власти по достижению значений временных нормативов стандартов

Показатели эффективности по направлениям развития отрасли и направления оценки эффективности развития отрасли СПН:

  • уровень обеспеченности населения города услугами системы СПН, а также – степень соответствия территориальной сети учреждений СПН задачам, поставленным перед отраслью СПН в рамках целевого государственного планирования;

  • соответствие качества социальных услуг, предоставляемых системой СПН плановому (краткосрочному целевому) уровню социальных стандартов, разработанному в рамках системы государственного планирования;

  • уровень распространения бедности среди категорий населения, обеспечиваемого услугами по СПН;

  • уровень распространенности в городе явлений «социального сиротства», численность лиц БОМЖ, степень выраженности этого явления  и т.п.

Эффективность деятельности правительства города по реализации плана социально- экономического развития отрасли определяется на основании интегральных оценок для трех ключевых направлений:

  • создание нормативно-правового обеспечения реализации Программы перевода отрасли от модели натуральных социальных льгот к модели денежных выплат и компенсаций;

  • создание регионального рынка социальных услуг;

  • создание социально-экономических условий для формирования негосударственных сетей социального обслуживания как расширения государственной системы СПН; разработка механизмов финансирования системы предоставления социальных услуг, как на базе Государственного заказа, так и за счет внебюджетных источников.

4.2. Роль бизнеса

Роль бизнеса становится существенной в ходе создания и развития регионального рынка социальных услуг. Привлечение бизнеса к участию в создании сетей учреждения социального обслуживания и их эксплуатации должно осуществляться за счет его экономической эффективности (массовый характер потоков обслуживания и большие объемы бюджетного финансирования на начальной стадии) и жесткой системы лицензирования.

В процессе социально-экономического развития отрасли СПН предполагается частичная передача государством бизнесу функций исполнения за счет создания негосударственных учреждений социального обслуживания.

 

4.3. Роль населения

При создании рынка социальных услуг существенную роль играют институты социального партнерства:

  • органы государственной власти – учреждения социального обслуживания (как государственные, так и негосударственные) – институты потребителей социальных услуг.

Для определенных контингентов получение социальных услуг на рыночной основе может осуществляться через посредника – социального работника (сейчас он, зачастую, сам оказывает первичную услугу).

Поскольку отношение населения к системе социальных услуг и социальной защите может быть политизировано, то с определенной периодичностью необходимо зондировать общественное мнение и реагировать на него через СМИ и систему референтных групп.

Таким образом, в процессе социально-экономического развития отрасли СПН предполагается частичная передача государством населению функции регулирования. Кроме того, в результате реализации закона «о монетизации» натуральных услуг предполагается передача населению функции финансирования.

 

4.4. Роль некоммерческого сектора (установление соответствующих требований)

Роль некоммерческого сектора («Третьего сектора») становится существенной в ходе создания и развития регионального рынка социальных услуг и передачи государством некоммерческим учреждениям функции исполнения.

Привлечение «Третьего сектора» к участию в создании некоммерческих учреждений сетей СПН и их эксплуатации должно осуществляться на основе экономической эффективности и социальной технологичности (массовый характер потоков обслуживания и большие объемы бюджетного финансирования на начальной стадии) с использованием жесткой системы лицензирования.

 

5. Взаимосвязь между политиками и отраслями

5.1. Медико-социальная помощь в рамках СПН и услуги отрасли «Здравоохранение»

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы СПН.

В настоящее время в федеральном законодательстве нет четкого разграничения между понятиями «медицинская помощь (медицинские услуги)» и «медико-социальная помощь (медико- социальные услуги)», что и приводит к пересечению функций двух указанных отраслей по услугам.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные медицинские услуги - это услуги, бесплатно и безвозмездно предоставляемые за счет средств бюджетной системы гражданам России в медицинских учреждениях, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и ее субъектов, муниципальные медицинские услуги - это услуги, бесплатно и безвозмездно предоставляемые за счет средств бюджетной системы гражданам России в медицинских учреждениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

5.2. Услуги отрасли СПН и молодежная политика

Социальные службы для молодежи могут организовываться предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица, оказывающими помощь, консультирование и социальные услуги, направленные на устранение социальной обделенности, в следующих областях:

  • консультирование по правовым, психологическим, педагогическим и другим вопросам;

  • оказание психологической, медицинской, наркологической и иной помощи молодым гражданам и их родителям;

  • проведение реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, лиц, прошедших лечение в наркологических и медицинских учреждениях;

  • реабилитационная работа с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками;

  • уличная социальная работа с детьми, подростками и молодежью;

  • патронажное обслуживание молодых семей.

Государственные социальные службы Санкт-Петербурга для молодежи создаются Администрацией Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством в случае, если объем услуг существующих негосударственных социальных служб является недостаточным или качество услуг не соответствует необходимым требованиям. Перечень и номенклатура государственных социальных служб Санкт-Петербурга для молодежи утверждаются в Основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга.

Функции услуг, традиционно относимых к сфере социального обслуживания, выполняются на территории Санкт-Петербурга учреждениями, непосредственно подчиненными органам государственной власти, уполномоченным в сфере поддержки молодежи и молодежной политики. Например, СПб ГУ "Городской центр профилактики безнадзорности и наркотической зависимости несовершеннолетних".

 

6. Мероприятия по достижению значений временных нормативов стандартов и их исполнители (органы государственной власти)

  1. Выработка системы стандартов по услугам с дифференциацией по типам целевых групп СЗН и учреждений СЗН. Разработка стандартной модели социального обслуживания под набор услуг.

  2. Создание реестра социальных услуг, предоставляемых учреждениями различных организационно-правовых форм, в том числе:

    • государственными, городского и районного уровней;

    • муниципальные;

    • негосударственными (в том числе, бизнес).

  3. Оптимизация территориальной сети учреждений СЗН.

  4. Разработка Концепции и Программы перевода отрасли от модели льготирования на модель денежных выплат и компенсаций (модель рынка социальных услуг) с возможным параллельным существованием обеих форм в течение «переходного периода». Программа должна предусматривать анализ состояния сети учреждений социального обслуживания, соответствия ее задачам трансформирования отрасли. Отдельно анализируется ресурсная обеспеченность отрасли (кадровая, материально- техническая, финансовая, методическая и т.п.) для целей ее модернизации. Вся сеть учреждений разбивается на типы участия в процессе ее модернизации.

  5. Создание условий (социально-экономических и нормативно-правовых) для формирования негосударственных сетей социального обслуживания как расширения государственной системы СЗН. Разработка механизмов финансирования системы предоставления социальных услуг, как на базе Государственного заказа, так и за счет внебюджетных источников.

  6. Некоторые конкретные поручения отдельным субъектам государственной власти:

    • Администрациям района ужесточить контроль за соблюдениям санитарных норм при строительстве, при организации торговых залов. (Пересечение с градостроительной политикой).

    • Комитету по здравоохранению развить систему патронажной помощи. (Политика в области здравоохранения).

    • Комитету по транспорту обеспечить доступность территориальных транспортных сетей и общественного транспорта для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) (Транспортная политика).

    • Комитету по труду – квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

    • КУГИ – сохранение льгот по аренде (политика в сфере управления государственным имуществом)

    • Стимулирование процессов институциализации (создание общественных и профессиональных объединений) инвалидов.