РАЗРАБОТКА | ОБСУЖДЕНИЕ | БЮЛЛЕТЕНЬ | КОНТАКТЫ | ENGLISH |
Информационный бюллетень |
Основные положения государственной политики Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные положения государственной политики Санкт-Петербурга (проект)
1. Текущее состояние отрасли 1.1. Структура потребителей услуг (клиентская база) Согласно действующему законодательству в системе социальной защиты населения (далее - СЗН) выделяется четыре категории населения (целевые группы), которым предоставляются социальные услуге по социальной защите.
1.2. Перечень услуг Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти Санкт-Петербурга с учетом потребностей населения, проживающего на территории Санкт-Петербурга. Социальные услуги предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания и оказываемых в рамках СПН. Приведенный ниже примерный перечень социальных услуг структурирован в соответствии со структурой потребителей услуг – категориям населения, на которые распространяются государственные гарантии социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. К основным видам социальных услуг относятся:
А) Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания Материально-бытовые услуги Услуги по организации питания, быта, досуга Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги. Организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей Содействие в организации ритуальных услуг
Б) Услуги, предоставляемые детям, нуждающимся в стационарном обслуживании
В) Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию Услуги по организации питания, быта и досуга Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги Содействие в получении образования и(или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями Содействие в трудоустройстве Правовые услуги Содействие в организации ритуальных услуг
Г) Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи на дому, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения
Д) Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи Срочное социальное обслуживание Экстренная социальная помощь, оказываемая при стихийных бедствиях
Е) Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях Услуги по организации питания, быта и досуга Социально-медицинские услуги Содействие в получении образования и(или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями Правовые услуги.
1.3. Территориальное и ресурсное решение. Характеристика территориальной сети и ее структура Кадровое обеспечение Среднемесячная заработная плата по Санкт-Петербургу в 2003 году по отрасли «социальное обеспечение» составляет 5374,6 рублей при средней по городу зарплате – 6810,6 рублей в месяц. По состоянию на 1 января 2004 г.в системе СПН работало 13431 человек.
Укомплектованность кадрами по категориям
Характеристика территориальной сети, ее структура В соответствии с федеральным законодательством система учреждений социального обслуживания может включать 13 различных типов учреждений. Система учреждений социальной поддержки (защиты) населения в Санкт-Петербурге на 01.01.2004 состояла из 70 отдельных учреждений разного профиля и разной подчиненности (городские, районные, муниципальные). Неравномерность развития территориальной сети учреждений СЗН характеризуется следующим:
Ощущаемую острую нехватку в реабилитационных услугах для инвалидов и оказанию помощи семьям и детям, районные службы СЗН в настоящее время удовлетворить не в состоянии. Учреждения же городского подчинения также не могут обеспечить предоставление социальных услуг всем желающим в полном объеме, в том числе и потому, что данные учреждения должны оказывать помощь всем жителям города, принадлежащим к обслуживаемым категориям, а не только тем, которые проживают в близлежащих районах.
1.4. Объем и структура финансирования, в том числе бюджетного За период с 2000 года до 2003 года доля расходов бюджета Санкт-Петербурга на социальную политику выросла с 8,2% до 12,8%.
2. Главная цель политики Главная цель политики – обеспечение всем гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (нуждающимся согласно действующему законодательству в социальной поддержке), уровня и качества жизни, соответствующих стандартам проживания. Социальная поддержка осуществляется методами:
Количественный аспект целевых установок по социальной поддержке населения (СПН) предполагает такой уровень развитие системы учреждений СПН, при котором она способна предоставить весь спектр необходимых услуг по СПН всем категориям граждан, на которые распространяются согласно действующему законодательству государственные гарантии по СПН. Качественный аспект предполагает соответствие качества социальных услуг, оказываемых в рамках СПН, европейским стандартам на предоставление аналогичных социальных услуг.
3. Временные стандарты проживания. Временные нормативы стандартов Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам в соответствии с действующим законодательством на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. К категориям граждан, которым гарантируется социальная поддержка в форме социального обслуживания, относятся, в частности, лица пожилого возраста и инвалиды. К формам социального обслуживания также относится также обеспечение граждан социальными льготами в соответствии с действующим законодательством. При этом льготы рассматриваются либо в натуральном, либо в денежном выражении – в соответствии с Законом о «монетизации» натуральных льгот. Для отрасли «Социальное обслуживание» предлагается система из двух стандартов проживания в Санкт-Петербурге, согласно которым Правительство города гарантирует любой категории населения Санкт-Петербурга, нуждающейся в соответствии с действующим законодательством в социальной поддержке, обеспечение этой поддержки в полном объеме в форме предоставления соответствующего набора социальных услуг.
3.1. Инфраструктурный стандарт Обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, доступности социальных услуг в соответствии с действующим законодательством и стандартами проживания в Санкт-Петербурге.
3.2. Стандарт качества Обеспечение качества социальных услуг социальной поддержки населения, предоставляемых населению, пребывающему на территории Санкт-Петербурга, в соответствии со стандартами проживания.
4. Задачи достижения значений временных нормативов стандартов К ним, прежде всего, относятся задачи, сформулированные в Послании Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию:
Экономико-технологическое развитие социальной сферы определяется сегодня необходимостью реализация на региональном уровне закона о «монетизации» социальных льгот – закона о замене натуральных льгот денежными выплатами и компенсациями. Направления реализации этого закона включают:
4.1. Роль государства Временный реестр государственных функций Соответствующими нормативными документами государство гарантирует комплекс социальных обязательств, осуществляемых через государственные функции:
На сегодняшний день государство осуществляет все функции по СЗН: регулирования, исполнения и финансирования. В дальнейшем, с формированием рынка социальных услуг, предполагается передача части этих функций (полностью или частично):
Показатели эффективности деятельности органов государственной власти по достижению значений временных нормативов стандартов Показатели эффективности по направлениям развития отрасли и направления оценки эффективности развития отрасли СПН:
Эффективность деятельности правительства города по реализации плана социально- экономического развития отрасли определяется на основании интегральных оценок для трех ключевых направлений:
4.2. Роль бизнеса Роль бизнеса становится существенной в ходе создания и развития регионального рынка социальных услуг. Привлечение бизнеса к участию в создании сетей учреждения социального обслуживания и их эксплуатации должно осуществляться за счет его экономической эффективности (массовый характер потоков обслуживания и большие объемы бюджетного финансирования на начальной стадии) и жесткой системы лицензирования. В процессе социально-экономического развития отрасли СПН предполагается частичная передача государством бизнесу функций исполнения за счет создания негосударственных учреждений социального обслуживания.
4.3. Роль населения При создании рынка социальных услуг существенную роль играют институты социального партнерства:
Для определенных контингентов получение социальных услуг на рыночной основе может осуществляться через посредника – социального работника (сейчас он, зачастую, сам оказывает первичную услугу). Поскольку отношение населения к системе социальных услуг и социальной защите может быть политизировано, то с определенной периодичностью необходимо зондировать общественное мнение и реагировать на него через СМИ и систему референтных групп. Таким образом, в процессе социально-экономического развития отрасли СПН предполагается частичная передача государством населению функции регулирования. Кроме того, в результате реализации закона «о монетизации» натуральных услуг предполагается передача населению функции финансирования.
4.4. Роль некоммерческого сектора (установление соответствующих требований) Роль некоммерческого сектора («Третьего сектора») становится существенной в ходе создания и развития регионального рынка социальных услуг и передачи государством некоммерческим учреждениям функции исполнения. Привлечение «Третьего сектора» к участию в создании некоммерческих учреждений сетей СПН и их эксплуатации должно осуществляться на основе экономической эффективности и социальной технологичности (массовый характер потоков обслуживания и большие объемы бюджетного финансирования на начальной стадии) с использованием жесткой системы лицензирования.
5. Взаимосвязь между политиками и отраслями 5.1. Медико-социальная помощь в рамках СПН и услуги отрасли «Здравоохранение» При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы СПН. В настоящее время в федеральном законодательстве нет четкого разграничения между понятиями «медицинская помощь (медицинские услуги)» и «медико-социальная помощь (медико- социальные услуги)», что и приводит к пересечению функций двух указанных отраслей по услугам. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные медицинские услуги - это услуги, бесплатно и безвозмездно предоставляемые за счет средств бюджетной системы гражданам России в медицинских учреждениях, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и ее субъектов, муниципальные медицинские услуги - это услуги, бесплатно и безвозмездно предоставляемые за счет средств бюджетной системы гражданам России в медицинских учреждениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5.2. Услуги отрасли СПН и молодежная политика Социальные службы для молодежи могут организовываться предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица, оказывающими помощь, консультирование и социальные услуги, направленные на устранение социальной обделенности, в следующих областях:
Государственные социальные службы Санкт-Петербурга для молодежи создаются Администрацией Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством в случае, если объем услуг существующих негосударственных социальных служб является недостаточным или качество услуг не соответствует необходимым требованиям. Перечень и номенклатура государственных социальных служб Санкт-Петербурга для молодежи утверждаются в Основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга. Функции услуг, традиционно относимых к сфере социального обслуживания, выполняются на территории Санкт-Петербурга учреждениями, непосредственно подчиненными органам государственной власти, уполномоченным в сфере поддержки молодежи и молодежной политики. Например, СПб ГУ "Городской центр профилактики безнадзорности и наркотической зависимости несовершеннолетних".
6. Мероприятия по достижению значений временных нормативов стандартов и их исполнители (органы государственной власти)
|
|