|
Основные
направления государственной политики Санкт-Петербурга в области
здравоохранения
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные
направления государственной политики Санкт-Петербурга в области
здравоохранения
(проект)
1. Текущее состояние
отрасли
В
статье 12 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья
граждан" закреплено определение здравоохранения как составной части охраны
здоровья. При этом под охраной здоровья понимается не система органов и
организаций, а система мер: политических, экономических, правовых,
социальных, культурных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических,
противоэпидемических. Все эти меры направляются на поддержание долголетней
активной жизни, которая достигается путем сохранения и укрепления
физического и психического здоровья каждого человека, а также
предоставлением ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В
государствах с рыночной экономикой охрана здоровья рассматривается с двух
позиций – общественного здоровья и здравоохранения. Под здравоохранением
понимается система, обеспечивающая индивидуальное здоровье. При этом
государство контролирует деятельность, связанную с общественным здоровьем,
а система здравоохранения, предоставляющая медицинскую помощь и услуги по
укреплению здоровья и профилактике болезней, регулируется сочетанием
рыночных и государственных механизмов.
Таким
образом, в структуре потребительских услуг в системе здравоохранения
выделяются две группы: услуги по диагностике и лечению заболеваний
(медицинские услуги) и услуги по укреплению здоровья и профилактике
болезней.
1.1. Структура потребителей продукции и услуг (клиентская база)
Наименование показателей |
01.01.2004 |
01.01.2008 |
Постоянное
население Санкт-Петербурга (среднегодовая численность в 2003 г. и 2007
г.),
тыс. чел. |
4640,3 |
4527,7 |
Взрослые |
|
|
Дети |
|
|
Укомплектованность кадрами по категориям:
1.
Амбулаторно-поликлинические учреждения Комитета по здравоохранению
№ п/п |
Категория |
Укомплектованность, % |
1 |
Врачебный персонал |
95,8% |
2 |
Медицинский персонал среднего уровня |
97,4% |
3 |
Вспомогательный персонал |
96,8% |
2. Стационары Комитета по здравоохранению
№ п/п |
Категория |
Укомплектованность, % |
1 |
Врачебный персонал |
92,2 |
2 |
Медицинский персонал среднего уровня |
94,9 |
3 |
Вспомогательный персонал |
92,1 |
3. Диспансеры Комитета по здравоохранению
№ п/п |
Категория |
Укомплектованность, % |
1 |
Врачебный персонал |
99,5% |
2 |
Медицинский персонал среднего уровня |
87,1% |
3 |
Вспомогательный персонал |
81,7% |
4. Амбулаторно-поликлинические учреждения
федерального подчинения
№ п/п |
Категория |
Укомплектованность, % |
1 |
Врачебный персонал |
88,7% |
2 |
Медицинский персонал среднего уровня |
95,7% |
3 |
Вспомогательный персонал |
93,5% |
5. Стационары федерального подчинения
№ п/п |
Категория |
Укомплектованность, % |
1 |
Врачебный персонал |
92,2% |
2 |
Медицинский персонал среднего уровня |
90,1% |
3 |
Вспомогательный персонал |
86,2% |
1.2. Перечень услуг
В
Постановлениях Правительства Российской Федерации «О Программе
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи», от 11.09.1998 г. № 1096 с изменениями и
дополнения от 26.10.1999 г. № 1194, от 29.11.2000 г. № 907, от 24.07.2001
г. № 550 определены виды медицинской помощи, предоставляемой населению
бесплатно (ч. II «Программы государственных гарантий...»):
Помимо этого, Программа включает базовую программу ОМС на предоставление
амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (ч. III «Программы
государственных гарантий...»). Она устанавливает виды государственных
гарантий:
-
при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний,
передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного
иммунодефицита); новообразованиях; болезнях эндокринной системы;
расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;
-
болезнях нервной системы; болезнях крови, кроветворных органов и
отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм; болезнях глаза и
его придаточного аппарата; болезнях уха и сосцевидного отростка;
болезнях системы кровообращения; болезнях органов дыхания; болезнях
органов пищеварения; болезнях мочеполовой системы; болезнях кожи и
подкожной клетчатки; болезнях кожно-мышечной системы и соединительной
ткани; заболеваниях зубов и полости рта; беременности, родах и в
послеродовом периоде, а также при абортах; травмах, отравлениях и
некоторых других последствиях воздействия внешних причин; врожденных
аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у
взрослых.
Кроме того, базовая программа ОМС предусматривает проведение мероприятий
по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых
детей.
В
части IV «Программы государственных гарантий...» устанавливаются виды
медицинской помощи, финансируемые за счет бюджетов всех уровней:
-
федерального бюджета - медицинская помощь, оказываемая в федеральных
медицинских учреждениях, в том числе дорогостоящие виды медицинской
помощи, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения
Российской Федерации (Приказ МЗ РФ, РАМН от 20.02.02 г. № 50/14 «Об
организации оказания высокотехнологичных (дорогостоящих) видов
медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения»);
-
бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
-
скорая медицинская помощь, оказываемая станциями скорой медицинской
помощи;
-
амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в
специализированных диспансерах, больницах: при заболеваниях,
передаваемых половым путем; туберкулезе; синдроме приобретенного
иммунодефицита; психических расстройствах и расстройствах поведения;
наркологических заболеваниях; врожденных аномалиях; деформациях и
хромосомных нарушений у детей; отдельных состояниях, возникающих в
перинатальном периоде; дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень
которых утверждается органом управления здравоохранением РФ.
-
бюджетов всех уровней льготное лекарственное обеспечение, протезирование
(зубное, глазное, ушное), а также финансирование медицинской помощи в
ФАЛ, хосписах, больницах сестринского ухода, лепрозориях, трахоматозных
диспансерах, центрах по борьбе с ВИЧ-инфекцией, центра медицинской
профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, отделениях и центрах
профпатологии, детских санаториях, домах ребенка, бюро
судебно-медицинской и патолого-анатомической экспертизы, центрах
экстренной медицинской помощи, станциях (кабинетах) переливания крови,
санитарной авиации.
Характерной особенностью текущего состояния отрасли является отсутствие
структурированных по видам помощи перечней услуг. Для разработки таких
перечней могут использоваться классификаторы медицинских услуг.
Подробные сведения о простых медицинских услугах представлены в отраслевом
классификаторе «Простые медицинские услуги», утвержденном Приказом
Министерства здравоохранения РФ 10 апреля 2001 года № 113 (ОК ПМУ №
91500.09.0001-2001).
Простая медицинская услуга (далее – неделимая услуга) выполняется по
формуле «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики
или лечения».
Каждая простая медицинская услуга относится к одному из 25 типовых
разделов. В каждом типовом разделе простые медицинские услуги делятся на
классы. Деление основано на анатомо-функциональном принципе. В
классификаторе предусмотрен 31 классовый раздел, среди них: кожа,
подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи; мышечная система; костная
система; суставы и другие классовые разделы.
В
каждом классовом разделе ОК ПМУ перечисляются конкретные простые
медицинские услуги. Основным принципом выделения и внесения в ОК ПМУ
простой медицинской услуги является удовлетворение определению простой
медицинской услуги, возможность описания технологии выполнения услуги.
Сложная медицинская услуга - набор простых медицинских услуг, которые
требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного
технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле «пациент»
+ «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения».
Комплексная медицинская услуга набор сложных и (или) простых медицинских
услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением
диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по
формуле «пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики,
установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения».
Каждая сложная или комплексная медицинская услуга относится к одному из
пяти типовых разделов:
-
услуги врача лечебно-диагностические;
-
услуги сестринского ухода;
-
комплексные диагностические услуги (методы исследования лабораторные,
функциональные, инструментальные, рентгенологические и другие);
-
медицинские услуги по профилактике;
-
медицинские услуги по реабилитации.
1.3. Территориальное и
ресурсное решение. Характеристика территориальной сети и ее структура
На
территории Санкт-Петербурга существует 3 типа систем здравоохранения, в
той или иной степени оказывающих лечебно- профилактическую помощь как
стационарному, так и наличному населению:
-
система здравоохранения подчиненности Комитета по здравоохранению
Администрации Санкт-Петербурга;
-
система здравоохранения федерального (Минздрава России) подчинения. Это,
прежде всего, клиники медицинских НИИ и ВУЗов;
-
ведомственные системы здравоохранения.
Бесплатная медицинская помощь населению оказывается
лечебно-профилактическими учреждениями, подчиняющимися Комитету по
здравоохранению.
Учреждения федерального подчинения оказывают высококвалифицированную
лечебно-профилактическую помощь населению страны в целом. В
Санкт-Петербурге доля иногородних пациентов составила в них лишь 12,4%.
Ведомственные учреждения здравоохранения не предоставляют отчетную
информацию в территориальные статистические органы, поэтому оценить их
вклад в удовлетворение потребности населения в лечебно- профилактической
помощи в Санкт-Петербурге затруднительно.
№ п/п |
Категория |
Количество учреждений |
Штат |
Фактически |
|
Всего |
297 |
152 |
142632 |
|
в том числе: |
|
|
|
1. |
Учреждения, подчиняющиеся Комитету по здравоохранению |
272 |
129587 |
122305 |
2. |
Амбулаторно-поликлинические комплексы |
161 |
59097 |
57197 |
3. |
Стационары |
67 |
60516 |
56385 |
4. |
Диспансеры |
44 |
9974 |
8726 |
5. |
Учреждения федерального подчинения |
25 |
22933 |
20324 |
6. |
Амбулаторно-поликлинические комплексы |
3 |
602 |
559 |
7. |
Стационары |
22 |
22331 |
19765 |
1.4. Объем и структура
финансирования, в том числе бюджетного
Утвержденные на 2002 год ассигнования по отрасли «Здравоохранение»
составили 10415,9 млн. руб., в том числе:
-
по учреждениям и мероприятиям, финансируемым Комитетом по
здравоохранению (с учетом доходов от предпринимательской деятельности) -
3705,8 млн. руб.;
-
по учреждениям, финансируемым территориальными управлениями
административных районов Санкт-Петербурга (с учетом доходов от
предпринимательской деятельности)- 1697,9 млн. руб.;
-
по ОМС - 5012,2 млн. руб.,
-
в том числе: платежи на неработающее население - 1209,8 млн. руб.,
страховые взносы работодателей - 3802,4 млн. руб. Фактическое исполнение
бюджета составило:
-
по Комитету по здравоохранению - 97,8%
-
по районам - 99,9%
Финансирование
городских целевых медицинских и медико-социальных программ:
Название программы |
Исполнено, тыс. руб. |
Профилактика диабета и его осложнений |
31182,0 |
Дети-инвалиды |
15164,5 |
АнтиВИЧ/СПИД |
26191,3 |
Развитие и совершенствование психиатрической службы СПб
и ее материально-технической базы |
56670,9 |
Телемедицинская сеть СПб на 2001-2005 гг. |
3699,8 |
Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2005 гг. |
40224,4 |
Гериатрическая служба и система хосписов СПб на
2001-2004 гг. |
3554,5 |
Профилактика туберкулеза на 2000-2002 гг. |
28008,3 |
Онкология |
9800,0 |
Развитие службы крови в СПб на 2001-2004 гг. |
60054,8 |
Семейная медицина |
9453,0 |
Создание системы комплексной реабилитации инвалидов в
СПб на 2001-2004 гг. |
8353,0 |
Дети-сироты |
2964,0 |
Совершенствование экстренной медицинской помощи |
50600,0 |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних и
молодежи в СПб на период с 2002 по 2005 гг. |
120,0 |
ИТОГО |
347120,5 |
2. Главная цель
политики
Основной целью государственной политики в сфере здравоохранения является
сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных
потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности, активизация
деятельности по профилактике заболеваний, борьба с социально значимыми
заболеваниями.
Санкт-Петербург может и должен стать первым городом в России,
провозгласившим улучшение состояния здоровья своих жителей важнейшей
задачей в работе городских властей.
Необходимо обеспечить предоставление каждому жителю Санкт-Петербурга
равнодоступной, бесплатной, качественной медицинской помощи в
гарантированных государством объемах за счет средств бюджета, страховых
взносов и других поступлений.
3. Временные стандарты
проживания. Временные нормативы стандартов
3.1. Инфраструктурный стандарт
Обеспечение для
населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, доступности
медицинских услуг.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Текущее значение (2003 г.) |
Пороговое значение |
Целевое значение (2007 г.) |
Потребители услуг – население пребывающее на
территории города |
Учреждения первичной медицинской помощи |
Пешеходная доступность до учреждения от места жительства
или ближайшей остановки общественного транспорта в: |
|
|
|
|
городе |
мин. |
- |
- |
- |
районе города |
мин. |
10 |
10 |
5 |
пригородном районе (населенном пункте) |
мин. |
15 |
15 |
10 |
Количество учреждений на: |
|
|
|
|
город |
ед. |
- |
- |
- |
район города |
ед. |
|
|
|
пригородный район (населенный пункт) |
ед. |
|
|
|
Пропускная способность: |
|
|
|
|
обеспеченность площадью |
кв.м. на 10000 человек |
|
|
|
Обеспеченность специалистами: |
|
|
|
|
врачебный персонал |
спец. на 10000 человек |
|
|
|
средний медицинский персонал |
спец. на 10000 человек |
|
|
|
вспомогательный персонал |
спец. на 10000 человек |
|
|
|
Укомплектованность специалистами |
|
|
|
|
врачебный персонал |
% |
|
|
|
средний медицинский персонал |
% |
|
|
|
вспомогательный персонал |
% |
|
|
|
Стоимостная доступность : |
|
|
|
|
доля государства в стоимости услуг |
% |
|
|
|
удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете
прожиточного минимума |
% |
4,8 |
|
|
Среднее время прибытия врача по вызову |
час. |
12 |
|
|
Обеспеченность специальным медоборудованием и
диагностической аппаратурой |
% |
|
|
|
Специализированные учреждения |
Пешеходная доступность до учреждения от места жительства
или ближайшей остановки общественного транспорта в: |
мин. |
|
|
|
городе |
мин. |
- |
- |
- |
районе города |
мин. |
10 |
10 |
5 |
пригородном районе (населенном пункте) |
|
15 |
15 |
10 |
Количество учреждений на: |
ед. |
|
|
|
город |
ед. |
- |
- |
- |
район города |
ед. |
|
|
|
пригородный район (населенный пункт) |
ед. |
|
|
|
Пропускная способность: |
|
|
|
|
Обеспеченность больничными койками |
ед. на 10000 человек |
|
|
|
Обеспеченность специалистами: |
Спец. на 10000 человек |
|
|
|
врачебный персонал |
|
|
|
|
средний медицинский персонал |
|
|
|
|
вспомогательный персонал |
|
|
|
|
Укомплектованность специалистами: |
% |
|
|
|
врачебный персонал |
|
|
|
|
средний медицинский персонал |
|
|
|
|
вспомогательный персонал |
|
|
|
|
Стоимостная доступность : |
|
|
|
|
доля государства в стоимости услуг |
% |
|
|
|
удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете
прожиточного минимума |
% |
4,8 |
|
|
Среднее время прибытия врача по вызову |
час. |
12 |
|
|
Обеспеченность специальным медоборудованием и
диагностической аппаратурой |
% |
|
|
|
Высокоспециализированные учреждения |
Пешеходная доступность до учреждения от места жительства
или ближайшей остановки общественного транспорта в: |
Мин. |
|
|
|
городе |
Мин. |
- |
- |
- |
районе города |
Мин. |
10 |
10 |
5 |
пригородном районе (населенном пункте) |
|
15 |
15 |
10 |
Количество учреждений на: |
Ед. |
|
|
|
город |
Ед. |
|
|
|
район города |
Ед. |
- |
- |
- |
пригородный район (населенный пункт) |
Ед. |
- |
- |
- |
Пропускная способность: |
|
|
|
|
Обеспеченность больничными койками |
ед. на 10000 человек |
|
|
|
Обеспеченность специалистами |
|
|
|
|
врачебный персонал |
Спец. на 10000 человек |
|
|
|
средний медицинский персонал |
Спец. на 10000 человек |
|
|
|
вспомогательный персонал |
Спец. на 10000 человек |
|
|
|
Укомплектованность специалистами: |
|
|
|
|
врачебный персонал |
% |
|
|
|
средний медицинский персонал |
% |
|
|
|
вспомогательный персонал |
% |
|
|
|
Стоимостная доступность : |
|
|
|
|
Доля государства в стоимости услуг |
% |
|
|
|
Удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете
прожиточного минимума |
% |
4,8 |
|
|
Обеспеченность специальным медоборудованием и
диагностической аппаратурой |
% |
|
|
|
Учреждения профилактики и реабилитации (санатории) |
Пешеходная доступность до учреждения от места жительства
или ближайшей остановки общественного транспорта в: |
мин. |
|
|
|
городе |
мин. |
- |
- |
- |
районе города |
мин. |
20 |
20 |
15 |
пригородном районе (населенном пункте) |
|
20 |
20 |
15 |
Количество учреждений на: |
ед. |
|
|
|
город |
ед. |
|
|
|
район города |
ед. |
|
- |
- |
пригородный район (населенный пункт) |
ед. |
|
- |
- |
Пропускная способность: |
|
|
|
|
Обеспеченность площадью |
Кв.м. на 1000 чел. |
|
|
|
Обеспеченность специалистами: |
|
|
|
|
врачебный персонал |
Спец. на 10000 человек |
|
|
|
средний медицинский персонал |
Спец. на 10000 человек |
|
|
|
вспомогательный персонал |
Спец. на 10000 человек |
|
|
|
Укомплектованность специалистами |
|
|
|
|
врачебный персонал |
% |
|
|
|
средний медицинский персонал |
% |
|
|
|
вспомогательный персонал |
% |
|
|
|
Стоимостная доступность : |
|
|
|
|
Доля государства в стоимости услуг |
% |
|
|
|
Удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете
прожиточного минимума |
% |
4,8 |
|
|
Обеспеченность специальным медоборудованием и
диагностической аппаратурой |
% |
|
|
|
3.2. Стандарт качества
Обеспечение для
населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, качества
медицинских услуг в соответствии со стандартами проживания.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Текущее значение (2003 г.) |
Пороговое значение |
Целевое значение (2007 г.) |
Заболеваемость: |
|
|
|
|
онкологическими болезнями |
Кол-во/1000 чел |
7,7 |
7,7 |
7,1 |
болезнями органов дыхания |
Кол-во/1000 чел. |
302,0 |
302,0 |
282,0 |
болезнями органов пищеварения |
Кол-во/1000 чел. |
15,1 |
15,1 |
14,9 |
болезнями сердечно-сосудистой системы |
Кол-во/1000 чел. |
19,1 |
19,1 |
18,1 |
Доля лиц прошедших диспансеризацию: |
|
|
|
|
Дети, прошедшие профилактический осмотр
(до 18 лет) |
тыс. чел. |
577,1 |
|
|
взрослые (18 – 72 лет) |
% |
|
|
|
лица преклонного возраста (старше 72 лет) |
% |
|
|
|
Время ожидания медицинской услуги |
час. |
|
|
|
Наличие специалистов первой и высшей категории, в % к
персоналу |
% |
|
|
|
Доля медучреждений, имеющих информационно-справочных
службы |
% |
|
|
|
Отношение средней начисленной заработной платы работника
в отрасли к величине прожиточного минимума для трудоспособного
населения |
|
|
|
|
4. Задачи и пути
достижения значений временных нормативов стандартов
4.1. Роль государства
Основными задачами государственной политики Санкт-Петербурга в области
охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге по сохранению и укреплению их
здоровья являются:
-
создание и управление системой сохранения и укрепления здоровья детей,
подростков, учащейся молодежи, семьи;
-
разработка и реализация целевых программ Санкт-Петербурга по сохранению
и укреплению здоровья граждан в Санкт-Петербурге;
-
разработка и реализация целевых программ Санкт-Петербурга по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
-
создание системы стимулов, предотвращающей нарушение норм
производственной санитарии и ухудшение экологической обстановки в
Санкт-Петербурге.
Основными задачами государственной политики Санкт-Петербурга в области
охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге по профилактике заболеваний
являются:
-
разработка и реализация целевых программ Санкт-Петербурга по
профилактике заболеваний. Обеспечение приоритетности профилактических
мероприятий, доступности медико-социальной помощи;
-
создание системы стимулов, обеспечивающей использование медицинскими
работниками методов профилактики заболеваний, включая стимулы,
применяемые в организации оплаты труда медицинских работников;
-
создание системы государственной поддержки Санкт-Петербурга
работодателей, осуществляющих мероприятия по профилактике заболеваний
работников в Санкт-Петербурге.
Решение перечисленных задач государственной политики направлено на
снижение количества пациентов лечебных учреждений, что в конечно счете,
изменит модель функционирования системы здравоохранения в пользу
уменьшения ее затратности.
Показатели
эффективности деятельности Правительства по достижению значений временных
нормативов стандартов
Эффективность деятельности правительства города по реализации плана
социально-экономического развития отрасли определяется на основании
интегральных оценок для трех ключевых направлений:
-
Создание нормативно-правового обеспечения реализации Программы перевода
отрасли от модели натуральных социальных льгот к модели денежных выплат
и компенсаций.
-
Создание регионального рынка медицинских услуг как отраслевого сегмента
регионального рынка социальных услуг.
-
Создание
социально-экономических условий для формирования негосударственных сетей
медицинского обслуживания как расширения государственной системы
медицинских учреждений. Разработка механизмов финансирования системы
предоставления медицинских услуг населению, как на базе государственного
заказа, так и за счет внебюджетных источников.
Наименование показателя |
Достигнутый уровень (2003 г.) |
Пороговое (критическое) значение |
Уровень обеспеченности населения города услугами
системы здравоохранения |
|
|
Соответствие количества, структуры и качества услуг,
предоставляемых системой здравоохранению уровню разработанных
стандартов (количественный и качественный уровни соответствия
стандартам проживания). |
|
|
Уровень распространенности социально значимых болезней
в городе. |
|
|
4.2. Роль бизнеса, населения и некоммерческого сектора
Необходимы упорядоченные действия Фондов ОМС, страховщиков, страхователей,
граждан, институтов гражданского общества и институтов государственной
власти, направленных на защиту гражданских прав застрахованных.
Взаимодействие субъектов системы ОМС строится на основе договоров:
-
обязательного медицинского страхования работающих граждан и договоров
обязательного медицинского страхования неработающих граждан между
страхователем работающего или страхователем неработающего населения и
страховой медицинской организацией;
-
финансировании обязательного медицинского страхования между
территориальным фондом обязательного медицинского страхования и
страховой медицинской организацией;
-
на
оказание лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по
обязательному медицинскому страхованию между страховой медицинской
организацией и медицинским учреждением.
Договоры устанавливают прямую и обратную связь между основными элементами
системы ОМС, поэтому при совершенствовании изложения предмета указанных
договоров они будут способствовать частичной самоорганизации системы.
Взаимодействие участников обязательного медицинского страхования,
гражданского общества и органов государственной власти осуществляется в
целях обеспечения прав и законных интересов граждан.
Для
успешного решения задач, стоящих перед городским здравоохранением,
необходима консолидация всех структур, коммерческих и государственных, и
построение такой схемы взаимодействия, которая позволяет обеспечить
медицинскими услугами высокого качества и платежеспособное население, и
социально незащищенную часть его.
В
связи с изменением правовых основ государственного регулирования
деятельности хозяйствующих субъектов одним из системообразующих принципов
развития здравоохранения Санкт-Петербурга должно являться вовлечение самых
широких слоев общественности в процесс управления отраслью. Участие
медицинской общественности предусматривается:
-
в разработке и внедрении в практику медицинских стандартов, других
инструментов контроля качества медицинской помощи;
-
в формировании механизмов сбалансированности объемов медицинской помощи
и ресурсов городского здравоохранения;
-
в разработке, анализе и принятии инвестиционных программ в
здравоохранении;
-
в формировании тарифной политики городского здравоохранения;
-
в оценке соответствия медицинских учреждений – членов ассоциаций
разработанным и утвержденным профессиональным стандартам;
-
в формировании банка экспертов, привлекаемых для оценки всех
составляющих качества медицинской помощи: качества структуры, качества
технологии и качества результата;
-
в развитии систем внесудебного решения конфликтов интересов между
хозяйствующими субъектами, между производителями медицинских услуг и
пациентами, между медицинскими учреждениями (предприятиями) и органами
исполнительной власти города, контрольными и надзорными органами;
-
в формировании кадровой политики в здравоохранении.
Передача ряда полномочий органов исполнительной власти сообществам
хозяйствующих субъектов, предусмотренная федеральным законодательством,
обуславливает необходимость формирования определенных требований к
некоммерческим организациям, объединяющим медицинские учреждения (предприятия)
или медицинских работников. Поэтому на фоне содействия развитию третьего
сектора в здравоохранении в целом, приоритетным следует считать
формирование и развитие саморегулируемых организаций в здравоохранении.
При взаимодействии с другими контрольными и надзорными органами будут
выработаны конкретные механизмы реализации федеральных законодательных
актов, направленные на снижение количества проверок деятельности
медицинских учреждений (предприятий) – членов саморегулируемых организаций.
5. Взаимосвязь
между политиками и отраслями
Демографическая политика |
Прогноз и планирование в части видов медицинских услуг |
Градостроительная политика |
Территориальная доступность медицинских услуг
Уровень потребления стационарных медицинских услуг |
Промышленная политика |
Материально-техническое обеспечение производства
медицинских услуг
Повышение и совершенствование технологии оказания услуг |
Транспорт |
Территориальная доступность медицинских услуг |
Наука |
Современные подходы к управлению здоровьем нации
Научные разработки в области медицины |
Образование |
Потребление профилактических и медицинских услуг |
Экологическая политика |
Предупреждение заболеваний, связанных с техногенными
факторами |
Социальная защита |
Предоставление медико-социальных услуг |
Потребительский рынок |
Контроль за соответствием качества пищевых и промышленных
товаров, потребляемых человеком, соответствующим медико-санитарным
нормам |
Физкультура и спорт |
Оздоровительные услуги
Формирование здорового образа жизни (физическая
активность человека) |
Общественная безопасность |
Обучение сотрудников правоохранительных органов базовым
навыкам оказания первичной медико-санитарной помощи |
Инженерное обеспечение |
Осуществление контроля за соблюдением норм
санитарно-эпидемиологического законодательства при строительстве |
Управление гос. собственностью |
Оценка эффективности использования зданий и сооружений
ЛПУ, имеющихся в распоряжении города |
6. Мероприятия по
достижению значений временных нормативов стандартов и их исполнители (органы
государственной власти)
Завершение
формирования системы страхового финансирования медицинского обслуживания –
эффективно действующее обязательное и добровольное медицинское страхование.
Включение в систему обязательного медицинского страхования ведомственных
медицинских учреждений, а также частных медицинских компаний.
Целевое
финансирование приоритетных направлений деятельности здравоохранения
Санкт-Петербурга, разработка и реализация программ поддержания здоровья
женщин и детей, профилактики и лечения наиболее распространенных и
социально значимых заболеваний (туберкулез, СПИД, онкологические
заболевания и пр.), совершенствования гериатрической помощи.
Завершение
реструктуризации системы медицинской помощи:
-
амбулаторное
сектор – оказание максимально возможного объема медицинских услуг на
основе развития стационарозамещающих технологий и таких форм
обслуживания, как дневной стационар, стационар на дому и пр.; завершение
формирования системы медицинского обслуживания населения по принципу «семейный
врач» (врач общей практики), преобразование территориальных поликлиник в
общеврачебные групповые практики с одновременным созданием системы
специализированных амбулаторных диагностических центров.
-
стационарный
сектор - оптимизация структуры стационарных медицинских учреждений,
разделение стационаров по степени интенсивности лечебно-диагностического
процесса на больницы интенсивного лечения (экстренной медицинской помощи),
больницы восстановительного лечения, стационары длительного лечения
больных с хроническими заболеваниями, больницы медико-социальной помощи;
развитие центров реабилитации и профилактики;
-
организация
неотложной скорой медицинской помощи на базе крупных стационаров
экстренной медицинской помощи для обеспечения оперативности и
преемственности лечения.
Технологическое
и медико-техническое оснащение стационаров и амбулаторий, отвечающее
современным требованиям.
Максимальное
удовлетворение потребности населения Санкт-Петербурга в лекарственной
помощи, контроль и управление ее качеством.
Совершенствование существующих и внедрение новых методов профилактики и
лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травм.
Стабилизация и
снижение инфекционной заболеваемости, предупреждение массового
распространения социально значимых заболеваний.
Формирование
негативного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркомания),
развитие предпосылок для сохранения здоровья населения, снижения уровня
нетрудоспособности, стабилизация уровня распространения зависимостей от
психоактивных веществ.
Развитие
массовых видов спорта и физической культуры на основе формирования
сегментированного рынка спортивно-оздоровительных услуг, ориентированного
на различные запросы и платежный спрос разных социальных и возрастных
групп населения.
|
|