О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Информационный бюллетень

Основные положения государственной политики Санкт-Петербурга в сфере образования

.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основные положения государственной политики Санкт-Петербурга в сфере образования

(проект)

 

 

1. Текущее состояние отрасли

1.1. Структура потребителей услуг

 

 

Группа  потребителей услуг

 

Количество, тыс. человек

 

% изменения

01. 01. 04 г.

01. 01. 08 г.

Дети, посещающие дошкольные

образовательные учреждения

130,5

135

4

Учащиеся общеобразовательных школ

447, 6

470

4

Учащиеся учреждений профессионального

образования

91,7

120

30

 Студенты высших учебных заведений

З53

 370

 5

 

1.2. Перечень услуг

Дошкольное образование – пребывание детей в яслях и детских садах.

Обучение в общеобразовательных школах – получение среднего образования.

Обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования – получение специальности, востребованной в народном хозяйстве.

Подготовка научных кадров – дипломированных ученых.

Образовательные услуги в сфере высшего образования.

 

1.3. Территориальное и ресурсное решение. Характеристика территориальной сети, ее структура

 

 

     Образовательные учреждения

 

Количество, единиц

 

% изменения

01.01.04 г.

01.01.08 г.

Дошкольные образовательные учреждения

1243

1290

3,5

Общеобразовательные школы

821

845

3

Учреждения профессионального образования

205

240

18

Высшие учебные заведения

95

 

 

 

 

 

 

1.4. Объем и структура финансирования (в том числе бюджетного)

 

 

Объекты финансирования

Общий объем финансирования (в том числе бюджетного), млрд. руб.

 

% изменения

2003 год

2008 год

Учреждения дошкольного образования

 5,0 (4,5)

8,2 (6,8)

 64

Общеобразовательные школы

 10,0 (9)

 16,4 (13,6)

 64

Учреждения профессионального образования

 1,7 (1,5)

 

 2,5 (2,1)

 42

Высшие учебные заведения

 1,5 (0,15)

1,8 (0,18)

 20

 

 

1.5. Потенциал, риски и возможности развития

Санкт-Петербург имеет богатейшие вековые традиции в сферах культуры и образования, однако общероссийские кризисные условия 1990-х годов привели к определенному ослаблению потенциала города в сфере образования. Известную угрозу для дальнейшего успешного развития образования в настоящее время представляют общее снижение культурно-нравственного уровня демографической среды города, а также недостаточность объемов финансирования данной сферы. Залогом возможности осуществления планируемого развития образования является демонстрируемый в последние годы устойчивый рост экономики города и сохранение этой тенденции в ближайшем будущем.

 

2. Главная цель политики. Временные стандарты проживания и их нормативы

Главной целью политики в сфере образования является развитие человеческого потенциала Санкт-Петербурга, обеспечение социальной стабильности и гражданского мира, создание условий для удовлетворения потребности города в квалифицированных кадрах.

Система образовательных учреждений общего и профессионального образования Санкт-Петербурга должна обеспечивать жителей города и лиц, находящихся в городе на законном основании, бесплатными (финансируемыми  за счет средств бюджета города) и платными образовательными услугами, обеспечивающими удовлетворение объективной потребности в знаниях и развитии личности, а также потребности Санкт-Петербурга и региона в квалифицированных кадрах.

 

2.1. Инфраструктурный стандарт

Обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, государства и экономики города доступности образовательных услуг.

 

Наименование показателя

Единица измерения

Текущее значение (2003 г.)

Пороговое значение

Целевое значение (2007 г.)

Потребители услуг – население проживающее на территории города

Дошкольные учреждения

Пешеходная доступность до учреждения от места жительства в:

 

 

 

 

районе города

мин.

10

10

 

пригородном районе (населенном пункте)

мин.

15

15

 

Количество учреждений на:

 

 

 

 

город

ед.

1131

1131

1188

район города

ед.

17104

17 – 104

18 – 109

пригородный район (населенный пункт)

ед.

751

751

753

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями (в % к числу детей соответствующего возраста)

%

70,5

63,8

80

Обеспеченность местами, число детей на 100 мест в дошкольных учреждениях

чел.

105

91

100

Обеспеченность площадью

кв.м. на 10000 человек

 

 

 

Обеспеченность специалистами, число специалистов на 1000 детей

 

 

 

 

педагогический персонал

чел.

 

 

 

вспомогательный персонал

чел.

 

 

 

Укомплектованность специалистами

%

 

 

 

педагогический персонал

%

 

 

 

вспомогательный персонал

%

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

Доля государства в стоимости услуг

%

 

 

 

Удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете прожиточного минимума

%

 

 

 

Учреждения дополнительного образования для детей

Пешеходная доступность до учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта в:

Мин.

 

 

 

городе

Мин.

-

-

-

районе города

Мин.

 

 

 

пригородном районе (населенном пункте)

 

 

 

 

Количество учреждений на:

Ед.

 

 

 

Город

Ед.

113

113

120

район города

Ед.

-

-

-

пригородный район (населенный пункт)

 

-

-

-

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность местами

мест на 1000 чел.

 

 

 

Обеспеченность специалистами

спец. на 1000 детей

 

 

 

педагогический персонал

Чел.

 

 

 

вспомогательный персонал

Чел.

 

 

 

Укомплектованность специалистами

%

 

 

 

Педагогический персонал

%

 

 

 

Вспомогательный персонал

%

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

Удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете прожиточного минимума

%

 

 

 

Общеобразовательные школы (без учета интернатных учреждений для детей)

Пешеходная доступность до учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта в:

мин.

 

 

 

Районе города

мин.

15

15

10

Пригородном районе (населенном пункте

 

15

15

10

Количество учреждений на:

ед.

 

 

 

Город

ед.

725[1]

725

725

Район города

ед.

23 – 65

23 – 65

23 – 65

Пригородный район (населенный пункт)

 

5 – 28

5 – 28

5 – 28

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность местами

мест на 1000 чел.

 

 

 

Обеспеченность площадью

кв.м. на 10000 человек

 

 

 

Обеспеченность специалистами, число учителей на 1000 детей

 

 

 

 

Педагогический персонал

чел.

80,4

55,0

90

Вспомогательный персонал

чел.

 

 

 

Укомплектованность специалистами

%

 

 

 

Педагогический персонал

%

 

 

 

Вспомогательный персонал

%

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

Доля государства в стоимости услуг

%

 

 

 

Удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете прожиточного минимума

%

 

 

 

Потребители услуг – население пребывающее на территории города, предприятия и организации, государственные учреждения

Учреждения начального и среднего профессионального образования

Пешеходная доступность до учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта в:

мин.

 

 

 

Районе города

мин.

15

15

10

Пригородном районе (населенный пункт)

 

15

15

10

Количество учреждений на:

ед.

 

 

 

Город

ед.

163

163

174

Район города

ед.

1 – 15

1 – 15

1 – 16

Пригородный район (населенный пункт)

 

 

 

 

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность местами

мест на 1000 чел.

 

 

 

Обеспеченность площадью

кв.м. на 1000 учащихся

 

 

 

Обеспеченность специалистами

спец. на 1000 учащихся

 

 

 

педагогический персонал

 

 

 

 

вспомогательный персонал

 

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

Доля государства в стоимости услуг

%

 

 

 

Удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете прожиточного минимума

%

 

 

 

Высшие учебные заведения

Пешеходная доступность до учреждения от места жительства или ближайшей остановки общественного транспорта в:

 

 

 

 

Районе города

мин.

15

15

10

Пригородном районе (населенном пункте)

 

15

15

10

Количество учреждений на:

 

 

 

 

Город

ед.

53

43

50

Пропускная способность:

 

 

 

 

Обеспеченность местами

мест на 1000 чел.

 

 

 

Обеспеченность площадью

кв.м. на 1000 учащихся

 

 

 

Обеспеченность специалистами

 

 

 

 

Педагогический персонал

спец. на 1000 учащихся

 

 

 

Вспомогательный персонал

спец. на 1000 учащихся

 

 

 

Стоимостная доступность:

 

 

 

 

Удельный вес расходов на оплату услуг в бюджете прожиточного минимума

%

 

 

 

 

 

2.2. Стандарт качества

Обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых населению, пребывающему на территории Санкт-Петербурга, в соответствии со стандартами проживания.

 

Наименование показателя

Единица измерения

Текущее значение (2003 г.)

Пороговое значение

Целевое значение (2007 г.)

Доля преподавателей ВУЗов, имеющих ученую степень, ученое звание, почетное звание и т.п.

%

68

68

70

Доля педагогических работников в дошкольных учреждениях, имеющих высшее образование

%

68

56

72

Доля выпускников ВУЗов и учреждений СПО и НПО, трудоустроившихся по специальности

%

 

 

 

Доля выпускников общеобразовательных учреждений продолживших обучение (разбить)

В вузе – 20,3%

В среднем специальном учебном заведении – 23,0%

 

 

 

Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями (в % к числу детей соответствующего возраста)

%

70,5

63,8

80

Сменность обучения

смен / день

1,09

1,09

1,0

Доля высших учебных заведений, предоставляющих возможность дистанционного обучения

%

 

 

 

Уровень малолетней преступности (число подростков в возрасте 14–15 лет в расчете на 1000 лиц, совершивших преступления)

Чел.

19,8

19,8

15,0

 

Отношение средней начисленной заработной платы работника в отрасли к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения

раз

1,5

1,5

2,5

 

3. Задачи и пути достижения значений временных нормативов стандартов (пороговых и целевых)

3.1. Роль государства. Показатели эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по достижению значений временных нормативов стандартов

Роль государства в лице Правительства и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга заключается в выполнении следующих задач в сфере образования.

Формирование эффективной системы дошкольного образования, ориентированной на создание максимально благоприятных условий для самовыражения и самореализации личности.

Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений в соответствии со среднесрочным долгосрочным демографическими прогнозами, переходе на 4-летнее начальное и 11-летнее среднее (полное) общее образование.

Восстановление и развитии в новых социально-экономических условиях системы начальной и средней специальной профессиональной подготовки.

Формирование перспективного заказа города на подготовку квалифицированных рабочих кадров.

Формирование здорового образа жизни.

Финансирование программы информатизации образования.

Придание управлению образованием государственно-общественного характера, организации деятельности общественных структур управления образовательными учреждениями.

Поддержка педагогических кадров путем повышения региональных доплат к заработной плате, формировании и реализации адресных программ по обеспечению работников образования жильем.

Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования за счет создания условий для самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, для первоочередного бюджетного финансирования образовательных функций, определенных образовательным стандартом, и последовательного сокращения финансирования расходов, выходящих за пределы стандартов, а также расходов на питание, для перехода к нормативному финансированию, для привлечения внебюджетных средств и осуществления предпринимательской деятельности, направленной на удовлетворение нужд местного сообщества в области образования, повышения инвестиционной привлекательности сферы образования, в том числе за счет упрощения процедуры привлечения спонсорских средств.

Показателями эффективности деятельности Правительства по достижению значений временных нормативов стандартов являются величины отклонений наполняемости классов (групп) и сменности в общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждениях от нормативных  значений, величины долей выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроенных по специальности, не по специальности и оказавшихся безработными.

 

3.2. Роль бизнеса

Роль бизнеса в сфере образования заключается в создании негосударственных образовательных учреждений, оказании спонсорской и благотворительной помощи государственным образовательным учреждениям в развитии их учебно-материальной базы, создании фондов поддержки наиболее одаренных и активных учащихся, студентов колледжей.         

 

3.3. Роль населения

Роль населения в сфере образования заключается в участии в деятельности общественных структур управления образовательными учреждениями, оплате на добровольной основе услуг негосударственных образовательных учреждений, а также дополнительных (сверх предусмотренных стандартом) образовательных услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений.

 

3.4. Роль некоммерческого сектора

Роль некоммерческого сектора в сфере образования состоит в развитии деятельности, направленной на установление деловых, научных, гуманитарных, культурных и других связей с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, общественными объединениями, творческими союзами, которые способствуют консолидации усилий по совершенствованию образовательного дела.

 

4. Взаимосвязи между политиками и отраслями

Должна быть обеспечена взаимосвязь образовательной политики с другими отраслевыми политиками:

  • с градостроительной политикой в части резервирования земель под строительство новых образовательных учреждений;

  • с транспортной политикой в части предоставления учащимся льгот по проезду в общественном транспорте;

  • с политикой в сфере здравоохранения в части охраны здоровья детей и юношества в условиях интенсивных учебных нагрузок;

  • с политикой в сфере общественной и личной безопасности в части обеспечения безопасности образовательных учреждений;

  • с политикой в области инженерного обеспечения в части предоставления образовательным учреждениям инженерного обеспечения всех видов.