РАЗРАБОТКА | ОБСУЖДЕНИЕ | БЮЛЛЕТЕНЬ | КОНТАКТЫ | ENGLISH |
Обсуждение |
Общественное и профессиональное обсуждение проектов стандартов проживания в Санкт-Петербурге в сферах транспорта и инженерного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Краткий обзор
Общественно-профессиональные слушания состоялись 7 декабря 2004 года (с 10 до 14 часов) в Конференц-зале МЦСЭИ «Леонтьевский центр» по адресу: Измайловский пр., 14. Перед началом заседания зарегистрировались 30 человек, без учета организационно-технического персонала МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Всего в зале присутствовало 40 человек, представляющих органы государственной власти, научно-исследовательские и проектные институты, транспортные и инженерно-энергетические предприятия, печатные и электронные средства массовой информации. В президиуме заседания находились:
Вел заседание первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С. Иванников. Во вступительном слове он ознакомил присутствующих с итогами работы по формированию системы государственного планирования Санкт-Петербурга. Принципы проводимой работы отличаются от используемых ранее подходов тем, что предполагают замену пассивного подхода – планирования от достигнутого уровня, к детальному обоснованию и увязке затрат и результатов, к определению четких обязательств органов государственной власти перед населением, предприятиями и организациями города, достижение которых обеспечено ресурсами. Органы власти будут гарантировать населению и субъектам хозяйственной деятельности доступность основных ресурсов развития города и обеспечение конкретных значений нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге по девятнадцати важнейшим областям и сферам жизнедеятельности Санкт-Петербурга. К началу декабря т.г. подготовлен комплект документов, составляющих систему государственного планирования, включающий:
Все эти проекты планируется рассмотреть на заседании Правительства Санкт-Петербурга во второй половине декабря 2004 года.
Подготовленные материалы являются первым опытом в направлении комплексного нормирования и стандартизации работы всех городских организаций и служб. Поэтому очень важно получить предложения и замечания по их совершенствованию и доработке.
С докладом на тему «О транспортной политике Санкт-Петербурга» выступила первый заместитель директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры С.Д. Воронцова. Она в частности отметила, что Санкт-Петербург – единственный из крупнейших городов России, в котором представлены 6 видов транспорта. Петербургский порт занимает в России 1-е место по перевалке сухих грузов и контейнеров. В докладе представлены сравнительные данные о вкладе транспортного комплекса в формирование основных показателей развития города (ВРП, инвестиции, доходы бюджета и т.п.) и использовании ресурсов развития (территории, трудовых ресурсов, расходов бюджета и т.п.). Среди наиболее крупных документов, принятых в предшествующие периоды, в которых закладывались приоритеты развития транспорта, следует выделить Стратегический план Санкт-Петербурга 1997 года. Анализ выполнения мер и задач этого документа показал, что хуже всего обстоит дело в сфере внутреннего городского транспорта, из-за снижения темпов развития метро и отсутствия существенных подвижек в строительстве скоростных видов транспорта и автодорог. Только 20% населения тратит по дороге на работу (с работы) не более 45 мин., что соответствует стандарту. Ряд недоработок существует в сфере правового регулирования транспортной деятельности. В Санкт-Петербурге не разработан и не принят закон о транспортной деятельности. Низкий уровень развития дорожно-транспортной сети и растущая интенсивность движения автомобилей приводят к тому, что увеличивается число ДТП. Ежегодно в Санкт-Петербурге 600-700 человек погибает в ДТП. С.Д.Воронцова отметила, что главная цель развития транспортного комплекса города увязана с системой целей развития Санкт-Петербурга. Присутствующие были ознакомлены со стандартами и нормативами стандартов проживания в Санкт-Петербурге в сфере транспорта. Кроме этого, были представлены формулировки показателей оценки эффективности работы органов власти в области управлением транспортом. После выступления, С.Д.Воронцова ответила на вопросы участников слушаний.
Заместитель директора ГУП «Горэлектротранс» Е.К. Ковалева коснулась проблем финансирования городского пассажирского транспорта из бюджета Санкт-Петербурга и значительного износа подвижного состава. Около 80% троллейбусов полностью выработали свой ресурс. В связи с этим, проблематично достичь выполнения предложенных докладчиком нормативов стандартов к 2007 году. Кроме этого, требуется внести коррективы в организацию дорожного движения, ограничив использование трамвайных путей автомобилями. Необходимо решить проблему многочасового перекрытия путей движения трамваем автомобилями, попавшими в ДТП и ожидающими приезда инспектора ГИБДД.
С.Д. Воронцова представила информацию об объеме запланированных на 2005 г. расходов бюджета города на развитие транспорта. Прорабатываются вопросы приоритетного разбора инспекторами ГИБДД ДТП, которые препятствуют движению городского пассажирского транспорта. А.С.Иванников отметил, что целесообразно не увеличивать до огромных объемов финансирование закупки подвижного состава, а размещать городской заказ среди частных предприятий на основе лотов, объединяющих коммерческие и льготные маршруты. За счет этого можно оптимизировать расходы на финансирование транспорта.
Е.К.Ковалева заметила, что частные предприятия не испытывают большого интереса к выполнению городского заказа по обслуживанию социальных маршрутов.
Советник губернатора Санкт-Петербурга Б.П.Усанов отметил, что в докладе представлена преимущественно составляющая городского транспорта, но недостаточно проработаны вопросы внешнего транспорта. Необходимо учитывать аспекты внешнего транспорта, не замыкаясь в границах города. Так, ЕС выдвинуто 60 мероприятий по синхронизации транспортной политики в Европе. Это в той или иной степени касается и нашего города. Кроме этого, в работе над Генланом необходимо учитывать заложенные в рассматриваемых документах значения нормативов стандартов.
С.Д.Воронцова пояснила, что внешний транспорт - в большей степени федеральная компетенция. У города здесь мало рычагов для влияния. Выводить объекты транспортной инфраструктуры из селитебной части города пока особенно некуда. Развитие авиаперевозок создает определенные проблемы для жителей южных районов города.
Б.П.Усанов подчеркнул, что у города есть возможность лоббировать свои интересы в федеральных структурах. Губернатор собирается выступать с докладом на Морской коллегии России, которая состоится 17.12.2004. Город может обеспечить нормальную работу федеральных структур, за счет выделения территории (например, 200 га на контейнерные терминалы). Требуется включить в документ и стандарты в сфере работы внешнего транспорта, например, время перехода границы пассажирами круизных морских лайнеров.
С.Д.Воронцова отметила, что соответствующие параметры по внешнему транспорту внесены. Учтены нормативы стандарта эффективности использования транспортом территории города. В качестве реальной меры воздействия предложила ввести страховые сборы за проводку судов по Неве и акватории Финского залива. За счет страховых сборов могут покрываться убытки от аварий на водных путях. Эта мера находится в прямом ведении города. К сожалению, она до сих пор не реализована. Работа над Генпланом и нормативами стандартов не согласована, в связи с тем, что генеральный подрядчик - СПб НИПИград ведет работу над транспортным разделом самостоятельно.
А.С.Иванников указал на то, что в настоящее время нет дефицита территории для развития транспорта и других отраслей. Всем компаниям, желающим создавать новые или расширять действующие производства, в соответствии с действующим законодательством, предоставляются земельные участки. Определенные проблемы существуют только по жилой застройке, но они будут решены. У города имеется существенный территориальный резерв в виде земель сельскохозяйственного назначения, которые будут постепенно перепрофилироваться под другие функции.
Заместитель генерального директора ГУП «Пассажиравтотранс» В.И.Иванов спросил о перспективах реализации городской программы развития наземного пассажирского транспорта до 2015 года. Старший научный сотрудник МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Л.И.Савулькин предложил использовать информацию радиостанций о заторах на дорогах. Начальник отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Б.С.Жихаревич спросил о методологии проведенной работы и специфике используемого подхода, акцентирующего внимание на количественных значениях нормативов стандартов - не препятствовала ли задача обязательно найти количественное значение общей цели создания транспортной политики Санкт-Петербурга.
С.Д.Воронцова отметила, что цифры работают хорошо там, где есть увязка с бюджетным процессом, существующими и перспективными программами и планами.
А.С.Иванников обратил внимание присутствующих на то, что перечень нормативов стандартов дополняется мероприятиями по их достижению.
С докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в области инженерного обеспечения» выступил заместитель начальника проектного бюро ГУ ТУ Госстроя РФ в Северо-Западном Федеральном округе И.А.Баранов. Он доложил присутствующим о проведении анализа правовой базы и исследовании структуры потребителей в области инженерного обеспечения. Предложил формулировку главной цели развития отрасли - "Главная цель государственной политики в области инженерного обеспечения Санкт-Петербурга заключается в создании гарантированного наличия в городе электрической и тепловой энергии, энергоносителей и воды в краткосрочной и долгосрочной перспективе и в количествах, необходимых потребителям с учетом принимаемых мер по рациональному и эффективному использованию всех видов топливно-энергетических ресурсов и воды населению, бюджетным потребителям, промышленным и приравненным к ним потребителям." В иной трактовке можно сформулировать главную цель как обеспечение энергетической и ресурсной безопасности города на основе перспективного планирования развития производственных мощностей энергетики, систем инженерного обеспечения и управления уровнем потребления энергии, энергоносителей, и воды. Стандарты проживания, по мнению докладчика, должны делиться на социальные и институциональные. Далее были представлены значения нормативов стандартов. Использованы существующие нормативы, как в России, так и в ряде других городов, в т.ч. зарубежных. Докладчик предложил использовать для планирования развития сферы инженерного обеспечения территорию кадастрового квартала. Это позволит увязать значения нормативов с ценой земли и градостроительными регламентами.
С.Д.Воронцова задала докладчику вопросы: о том, как отражены в его работе стандарты качества услуг инженерного хозяйства, например, качество воды, как определяется стоимость подключения к источникам снабжения ресурсами, каковы показатели эффективности деятельности органов власти.
И.А.Баранов пояснил, что нормативы учитывают и качество предоставляемых услуг.
А.С.Иванников проинформировал участников обсуждения, что для определения стоимости подключения к сетям образована рабочая группа под руководством вице-губернатора города А.И.Вахмистрова. Другой вопрос, насколько разработчики документа просчитывали различные ситуации с потребностями города в инженерно-энергетических ресурсах.
И.А.Баранов ответил, что в работе учитывался существующий и прогнозируемый баланс топливно-энергетических ресурсов с учетом потребностей населения, экономики и социальной сферы, а также мер по экономии ресурсов.
Заместитель главного инженера ГУП «Ленгипроинжпроект» Р.Р. Рыбаков рассказал об участии в подготовке концепции Генплана Санкт-Петербурга и отметил, что все указанные в докладе нормативы уже предусмотрены действующими СНИПами. В связи с этим не совсем ясна суть проделанной работы, результаты которой представлены докладчиком. Кроме этого, вряд ли целесообразно планировать развитие инженерной инфраструктуры по территориальной привязке, т.к. здесь все зависит от конкретных объектов.
И.А.Баранов ответил, что для формирования перечня стандартов и нормативов стандартов использовались: существующая база информации, фактические значения в ряде городов и перспективные наработки и ориентиры.
А.С.Иванников проинформировал, что типичной ситуацией стала продажа лимитов мощностей инженерных ресурсов от одного предприятия к другому, например, в случае перебазирования на другую площадку. Необходимы генеральные схемы снабжения города ресурсами.
Р.Р.Рыбаков пояснил, что подобные схемы существуют, но они устарели, т.к. разрабатывались в середине 1980-х гг. в рамках подготовки Генплана Ленинграда до 2005 г.
Руководитель Союза ученых, инженеров и специалистов производства Санкт-Петербурга и Ленинградской области Д.В.Сергеев задал вопрос о сравнении показателей развития инженерной сферы Санкт-Петербурга с ведущими городами мира, учета тарифной политики, сложной ситуации с энергообеспечением.
И.А.Баранов ответил, что в своей работе опирался на ожидаемые эффекты от ресурсосбережения, опыт ведущих городов мира также учитывался.
Член-корреспондент РАН, заведующая кафедрой статистики и эконометрики Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов И.И.Елисеева отметила, что стандарты и нормативы стандартов станут основой для разработки основных положений государственной политики.
Эксперт по вопросам геополитики, региональной экономики и социальной сферы, директор Центра «Северо-Запад», академик РАЕН Е.Г.Слуцкий задал вопрос о том, как учтено предполагаемое вступление России в ВТО в 2007 году. В связи с этим изменится вся система экономической деятельности. Например, Стратегия развития СЗФО до 2015 г. уже корректируется в связи с возможным вступлением России в ВТО.
И.А.Баранов отметил, что разработчики стандартов и нормативов стандартов ориентировались на европейский опыт стандартизации сферы снабжения городов инженерно-энергетическими ресурсами.
Начальник отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Б.С. Жихаревич высказал сомнение относительно целесообразности использования кадастрового квартала в качестве единицы планирования развития инженерного обеспечения.
И.А.Баранов ответил, что эту работу можно провести опираясь на существующие базы данных за два года.
Директор Департамента водоснабжения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» А.К. Кинебас усомнился в реальности достижения к 2008 г. целевых показателей нормативов стандартов. Например, целевой показатель уровня водопотребления – 225 л. на человека, сейчас в 1,5-2 раза больше.
И.А.Баранов ответил, что в квартирах, оборудованных счетчиками реальное водопотребление немногим более заявленных к 2008 г. 225 л. Поэтому с достижением этого норматива проблем не возникнет.
А.С.Иванников пояснил, что докладчик выполнил работу по определению стандартов и нормативов стандартов проживания, основные направления государственной политики остаются за пределами сегодняшнего отчета.
С докладом на тему: «Об экспертизе проектов стандартов проживания в Санкт-Петербурге в сферах транспорта и инженерного обеспечения» выступила член-корреспондент РАН, заведующая кафедрой статистики и эконометрики Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов И.И.Елисеева. Она положительно оценила предварительные итоги большой и важной работы, проделанной Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли и разработчиками рассматриваемых материалов. В своем докладе она отметила, что в полной мере экспертиза завершена еще не по всем отраслям и сферам стандартов проживания в Санкт-Петербурге. Отметила сильные и слабые стороны содержания отчетов о разработке стандартов и нормативов стандартов. Завершен лишь первый этап работы. Целевые значения нормативов стандартов должны подкрепляться соответствующими мероприятиями со стороны органов власти, бизнеса и иных сторон городского сообщества. Разработчикам необходимо учитывать мировой опыт подготовки подобных параметров. Работа должна быть нацелена на будущее с учетом всех возможных трансформаций.
Директор-координатор научно-исследовательских программ МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Л.Э.Лимонов выступил с докладом на тему: «Об основных результатах первого этапа обсуждений проекта государственной политики Санкт-Петербурга в отраслях экономики и социальной сферы». Докладчик особо отметил большую роль общественно-профессиональных обсуждений, которые гармонично дополняют академическую научную экспертизу, проводимую Санкт-Петербургским научным центром РАН. Проводится уже 9-е обсуждение, работа проходит в деловой, рабочей атмосфере и соответствует современным тенденциям преобразования управленческой системы. На федеральном уровне осуществляется переход на программно-целевые методы организации бюджетного процесса. Поэтому проделанная разработчиками государственной политики работа является важным заделом в этом направлении. При этом необходимо учитывать мнение конечных потребителей и в качестве оценки результатов деятельности органов власти могут рассматриваться итоги опоросов о степени удовлетворения потребителей оказанными услугами.
Е.Г.Слуцкий отметил, что инструмент опросов не совсем удобен, т.к. в большинстве случаев оценка, полученная по результатам опроса имеет ситуативный характер и дает лишь единовременную оценку того или иного явления.
Начальник отдела Территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной антимонопольной службы РФ Е.Г. Котелкина предложила учитывать реальный правовой механизм выполнения нормативов стандартов. Необходим независимый контроль (с возможной организацией специальной структуры) за оценкой степени выполнения нормативов стандартов.
А.С.Иванников поблагодарил всех за активную работу и отметил, что за каждым стандартом стоит бюджетное финансирование. В случае если значение норматива будет хуже установленного предельного (критического) уровня, то город за счет бюджета будет принимать меры для исправления ситуации. Работа в этом направлении будет включать в себя еще ряд этапов. Их выполнение запланировано уже на следующий год.
А.С. Иванников пригласил присутствующих принять участие в итоговой конференции 10 декабря.
На этом обсуждение было завершено.
|
|