О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Обсуждение

Обсуждение основных положений государственной промышленной политики Санкт-Петербурга в рамках заседания президиума союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Краткий обзор

 

Заседание проводилось 14 октября 2004 г. в зале заседаний ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Присутствовало около 100 человек. Среди них руководители промышленных предприятий, органов государственной власти, научно-исследовательских организаций, журналисты. Вел заседание президент Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга В.П.Ковешников. Помимо него в президиуме заседания находились: вице-губернатор М.Э.Осеевский, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли В.В.Бланк, первый вице-президент - генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга В.Н.Иванов, генеральный директор ОАО «Кировский завод» П.Г. Семененко.

 

По вопросу государственной промышленной политики Санкт-Петербурга перед собравшимися выступил председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли В.В.Бланк. Он отметил, что промышленность  - ведущая  отрасль  экономики  Санкт-Петербурга.  На  ее  долю  приходится    четверть ВРП и  около  30 %  всех налоговых  поступлений  в   бюджетную  систему.  На промышленных  предприятиях  трудится  свыше   420  тыс. человек,  т.е. почти  каждый четвертый    работающий  в городе.  При  этом  промышленность  оказывает непосредственное  влияние  на  развитие  транспорта,  строительства,  связи,  торговли  и поэтому  в  значительной степени определяет реальные  возможности  в решении главных  проблем  Санкт-Петербурга.

Структура  питерской  промышленности  характеризуется  многопрофильностью и  разнообразием - фактически  в городе  представлены  все  отрасли  за  исключением добычи  и  переработки  полезных  ископаемых. Начиная   с 1999 года   промышленный комплекс  Санкт-Петербурга устойчиво   развивается.  В  2003 году индекс промышленного производства  (ИПП) составил  188,1 %  по  сравнению  с  1998 годом. Относительно высокие  темпы  развития сохраняются  и в текущем  году  -  по  итогам работы  за  восемь  месяцев  ИПП составил по  сравнению  с аналогичным периодом 2003 года  114,9 %.  Объем  промышленной  продукции  и  услуг  увеличился    на  53 млрд. рублей.  Темп роста прибыли  составил  125,2 %,   средняя заработная  плата  возросла более чем  на  11  %   и  составила  9266 рублей.

 

Правительство города в последнее  время   уделяло  значительное внимание вопросам  развития промышленности.

 

Только  в течение  2004 года   принят ряд постановлений,  оказывающих  прямое  или  опосредованное  влияние  на поддержку промышленного  потенциала: «О предоставлении  государственных  гарантий Санкт - Петербурга»,   «Об основных  мероприятиях  по  развитию  системы  среднего профессионального  образования  Санкт - Петербурга  на 2004 - 2007 годы», «Об основных  мероприятиях  по  развитию  научной  сферы,  а  также  инновационной деятельности  в  науке  и  образовании  Санкт - Петербурга  на  2004 - 2007 годы»,  «О Межведомственном координационном  совете  по  экономической,  научно - технической и  промышленной  политике  при  Правительстве Санкт - Петербурга»,  «О  Программе подготовки  и  переподготовки  кадров  для  судостроительной  промышленности Санкт - Петербурга  на  2004 - 2008 годы»   и  другие. Кроме  этого повышение эффективности  работы промышленного комплекса является  одним  из  приоритетных  направлений,  формируемой  в  настоящее  время системы государственного  планирования Санкт-Петербурга.

 

Вместе  с  тем,  несмотря  на  принимаемые  меры,   в  промышленности  по - прежнему сохраняется  целый  ряд серьезных  проблем,  без  решения  которых невозможно  устойчивое  развитие  производства:

  • высокая  степень  износа  оборудования,  которая  во  многом    обусловлена недостаточным  поступлением инвестиций  в  основной  капитал  промышленных предприятий  города;

  • опережающий  рост  тарифов  естественных  монополий,  что  непосредственно влияет  на  рост  затрат  на производство  и  снижение  прибыли;

  • постоянное   увеличение  дефицита  квалифицированных  кадров,  в  первую очередь  рабочих специальностей;

  • неравные  условия  на  потребительском  рынке,  связанные  со  значительным объемом  контрафактной  и фальсифицированной  продукции;

  • хроническая  нехватка  оборотных  средств,  особенно  у  предприятий машиностроительного  комплекса, выпускающих  продукцию  с   длительным технологическим  циклом.

В результате -  промышленность  не  обеспечивает  в  полной  мере  потребительский  спрос,  предприятия  проигрывают  в  качестве  и  конкурентоспособности  продукции.

 

Предлагаемый  к  утверждению  «План  мероприятий по  развитию промышленного потенциала  Санкт-Петербурга на 2005 - 2007 годы» (далее -  План),  прежде всего, направлен на решение  тех  проблем,  которые   находятся  в компетенции  органов исполнительной  власти  города. Среди них: формирование благоприятного предпринимательского климата, развитие  инженерной  и  транспортной  инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров,  эффективное  использование  территорий, продвижение продукции  на  рынках  сбыта. План  призван повысить эффективность работы промышленных предприятий,  улучшить  их финансово - экономическое положение    в непосредственной   увязке   с  решением  социально - экономических проблем  региона. В  первую  очередь предусматривается   опережающее  развитие ведущих  наукоемких  промышленных  комплексов  Санкт-Петербурга   - энергомашиностроения, судостроения, приборостроения,    оборонно-промышленного комплекса,  пищевой промышленности. Мероприятия  плана  жестко  увязаны  с реальными  возможностями  исполнительной  власти  Санкт-Петербурга,  в  том  числе  в части  ресурсного  обеспечения. В первую очередь они направлены на формирования благоприятного предпринимательского  климата  и   активизацию  инвестиционной  политики. В этих целях должны быть  разработаны  предложения  по  корректировке   ряда федеральных законов  направленных на совершенствование  таможенного  законодательства, борьбу  с теневой  экономикой,  производством фальсифицированной  и  контрафактной продукции.

 

Предусматривается  также  внесение  изменений  в  законодательство  Санкт-Петербурга.  В  этих  целях предусмотрено   рассмотрение на  заседаниях Правительства города  целого  ряда  законопроектов  по совершенствованию  земельных  платежей, созданию преференций  активным  предприятиям-инвесторам,  наведению порядка с оплатой  труда. Особое  внимание  уделяется вопросам привлечения  инвестиций в промышленность Санкт-Петербурга  и  снижения  административной  нагрузки  на предприятия  реального  сектора  экономики.  В  этих  целях планируется  осуществить целый  комплекс  информационно - организационных  мероприятий,  включающий создание отраслевых  баз  данных,  издание  специальных справочников,  проведение аналитических  обзоров,  тематических семинаров  и пр.

 

Кроме  того,  в  целях активизации  привлечения  инвестиций  в  промышленность города,  упрощения бюрократических  процедур  при  подготовке  разрешительной документации   создано  и  уже  начало  свою  работу ГУ  «Городское  агентство  по промышленным  инвестициям». Поддержка в  привлечении  инвестиций, прежде  всего будет оказываться промышленным  предприятиям,  выбирающим  инновационный  путь развития,  активно  внедряющим  в  производство новейшие    научно - технические разработки, повышающим  качество и конкурентоспособность  продукции  и  услуг, осуществляющим    технологическое  перевооружение  и  модернизацию основных  фондов.  В этих   же  целях    подготовлен и  получил  одобрение  Правительства  города проект  Закона Санкт-Петербурга  «О  внесении  дополнений  в  Закон  Санкт-Петербурга  «О  налоговых  льготах».

Следующее  направление - развитие  инфраструктуры  -  инженерной, энергетической, транспортной  и  пр.  Решение этой  сложной,  комплексной   проблемы должно  быть   увязано   с  повышением  энергоэффективности  работы промышленных предприятий,   развитием  энергетических  сетей  и  головных  источников. Для  развития транспортной  инфраструктуры необходима  разработка    маршрутной  сети (включая работу железнодорожного транспорта на территории города),  позволяющей  преодолеть многочисленные  негативные  моменты,  которые  в  настоящее  время испытывают промышленные  предприятия  с  доставкой  на  производство   своих  работников, поставками  сырья, материалов,  комплектующих  изделий,  отгрузкой  готовой продукции. Особенно  остро  эти  проблемы  ощущаются  в производственных  зонах, которых  в   настоящее  время    числится   более сорока.  Главная  задача  - предметно разобраться  с тем,  что в  этих   зонах  находится,   насколько здесь  решены  вопросы инженерного  обеспечения, как развита  инфраструктура  транспорта,  связи  и  пр.   На основе  этого  анализа  необходимо  разработать технико-экономические  обоснования развития  зон,   градостроительную  и  проектно-сметную  документацию, создать согласованную систему  управления  зонами.

 

Предусматривается  разработка    Порядка  предоставления преференций предприятиям,  планирующим перебазирование  своего  производства, например,  в части льготирования  стоимости  предоставляемых  земельных участков, решения  вопросов инженерного  обеспечения  и  пр. По-прежнему,  серьезным вопросом остается формирование  экономически  обоснованного   регионального  энергетического рынка. Правительство  города  активно включилось  в  процесс  реформирования  естественных монополий  с  целью  развития  региональных  рынков электрической  и  тепловой энергии  путем  их  демонополизации.  Это  должно  обеспечить  всем  производителям  и потребителям  равный   доступ  к  самой  инфраструктуре  и  позволит  снабжать промышленные  предприятия энергоносителями  в  необходимом  объеме.
 

Следующая  проблема,  на решение   которой  направлены  мероприятия  Плана  - это обеспечение   промышленных предприятий   кадрами.  Большинство  их  них испытывают острый  недостаток  станочников,  сварщиков, конструкторов,  технологов.  
 

Одним  из  возможных  путей  решения  этой  проблемы  является  реализация программ  подготовки  и  переподготовки кадров  для  промышленного  комплекса Санкт-Петербурга.   В  настоящее  время    в  первоочередном  порядке разрабатывается Программа  развития  системы  начального  профессионального  образования  Санкт- Петербурга, которая  в  ближайшее  время  будет  внесена  на  рассмотрение Правительства  города.

 

Следующее  важное  направление  -  продвижение  продукции  промышленных предприятий  на  рынках  сбыта. Опыт по  получению  заказов  для  нужд  железной дороги  в  2004  году  показал, насколько  эффективной  может оказаться  такая  работа при  ее  правильной    организации. Только    за  семь  месяцев  текущего  года  (с  марта по сентябрь) промышленными  предприятиями  Санкт-Петербурга  дополнительно заключено с  различными железнодорожными  ведомствами   195  договоров  на  сумму около  800 млн.  рублей.

 

Аналогичным  образом    планируется  организация  работы  с  другими  крупными монополистами,  как  на федеральном    (ОАО  «Газпром»,  РАО  «ЕЭС  России» и пр.), так  и  на  городском  уровне (ГУП  «Водоканал»,   ГУП «Петербургский  метрополитен» и пр.). Кроме  этого, подобное направление  предусматривает  активное  проведение выставок,  форумов,  профессиональных  праздников  и  фестивалей.

Помимо  перечисленных  вопросов   План  содержит  также  ряд других мероприятий  по  развитию  промышленного комплекса  города:

  • развитие  специализации,  кооперации,  системы  субконтрактинга,  в  первую очередь  в сфере высокотехнологичных  отраслей;

  • содействие  структурным  преобразованиям  и  прежде  всего  в  оборонно-промышленном  комплексе;

  • конструктивное  взаимодействие  с  профильными  общественными организациями  и  союзами,  средствами массовой  информации.   

Для  решения  всего  комплекса  вопросов (2005-2007 годы) необходимо финансирование  из  бюджета  Санкт-Петербурга  в  объеме  2,01  млрд. рублей,  в  том числе  в  2005 году - 410,2 млн. рублей. Кроме  того, для выполнения мероприятий предусматривается  привлечение  значительных  средств  из  федерального  бюджета  и внебюджетных источников.

 

Реализация  Плана  мероприятий  по  развитию  промышленного  потенциала Санкт-Петербурга  позволит обеспечить стабильный  рост  технико-экономических    и финансовых  показателей  промышленных  предприятий  Санкт-Петербурга,  увеличит налоговую  отдачу  от  их  деятельности,  повысит  уровень  жизни  населения. Ожидаемый ежегодный  рост  промышленного  производства  составит   8-10 %, производительности  труда  -  10-12 %.  К  2007 году  доходы бюджета  Санкт-Петербурга от  промышленной  деятельности должны возрасти  до  25-27  млрд. рублей, а  средняя заработная  плата  -  до  13-15 тыс.  рублей. Кроме  того   будут  обеспечены: более эффективное использование земельных  участков  занятых  под  промышленное производство,    оптимизация  инженерной  и транспортной  инфраструктуры   городского хозяйства, улучшение  экологической  обстановки  в  регионе  и повышение  качества жизни населения.

 

Далее участники обсуждения, руководители промышленных предприятий, обсудили меры Правительства по улучшению инвестиционного климата в части предоставления государственных гарантий города при реализации инвестиционных проектов, совершенствования тарифной политики города, изменении порядка взимания земельных платежей (арендной платы, земельного налога, цены выкупа земли), законодательной инициативы экономического блока Правительства о легализации заработной платы.