РАЗРАБОТКА | ОБСУЖДЕНИЕ | БЮЛЛЕТЕНЬ | КОНТАКТЫ | ENGLISH |
Обсуждение |
Обсуждение основных положений государственной промышленной политики Санкт-Петербурга в рамках заседания президиума союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Краткий обзор
Заседание проводилось 14 октября 2004 г. в зале заседаний ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Присутствовало около 100 человек. Среди них руководители промышленных предприятий, органов государственной власти, научно-исследовательских организаций, журналисты. Вел заседание президент Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга В.П.Ковешников. Помимо него в президиуме заседания находились: вице-губернатор М.Э.Осеевский, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли В.В.Бланк, первый вице-президент - генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга В.Н.Иванов, генеральный директор ОАО «Кировский завод» П.Г. Семененко.
По вопросу государственной промышленной политики Санкт-Петербурга перед собравшимися выступил председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли В.В.Бланк. Он отметил, что промышленность - ведущая отрасль экономики Санкт-Петербурга. На ее долю приходится четверть ВРП и около 30 % всех налоговых поступлений в бюджетную систему. На промышленных предприятиях трудится свыше 420 тыс. человек, т.е. почти каждый четвертый работающий в городе. При этом промышленность оказывает непосредственное влияние на развитие транспорта, строительства, связи, торговли и поэтому в значительной степени определяет реальные возможности в решении главных проблем Санкт-Петербурга. Структура питерской промышленности характеризуется многопрофильностью и разнообразием - фактически в городе представлены все отрасли за исключением добычи и переработки полезных ископаемых. Начиная с 1999 года промышленный комплекс Санкт-Петербурга устойчиво развивается. В 2003 году индекс промышленного производства (ИПП) составил 188,1 % по сравнению с 1998 годом. Относительно высокие темпы развития сохраняются и в текущем году - по итогам работы за восемь месяцев ИПП составил по сравнению с аналогичным периодом 2003 года 114,9 %. Объем промышленной продукции и услуг увеличился на 53 млрд. рублей. Темп роста прибыли составил 125,2 %, средняя заработная плата возросла более чем на 11 % и составила 9266 рублей.
Правительство города в последнее время уделяло значительное внимание вопросам развития промышленности.
Только в течение 2004 года принят ряд постановлений, оказывающих прямое или опосредованное влияние на поддержку промышленного потенциала: «О предоставлении государственных гарантий Санкт - Петербурга», «Об основных мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования Санкт - Петербурга на 2004 - 2007 годы», «Об основных мероприятиях по развитию научной сферы, а также инновационной деятельности в науке и образовании Санкт - Петербурга на 2004 - 2007 годы», «О Межведомственном координационном совете по экономической, научно - технической и промышленной политике при Правительстве Санкт - Петербурга», «О Программе подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Санкт - Петербурга на 2004 - 2008 годы» и другие. Кроме этого повышение эффективности работы промышленного комплекса является одним из приоритетных направлений, формируемой в настоящее время системы государственного планирования Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в промышленности по - прежнему сохраняется целый ряд серьезных проблем, без решения которых невозможно устойчивое развитие производства:
В результате - промышленность не обеспечивает в полной мере потребительский спрос, предприятия проигрывают в качестве и конкурентоспособности продукции.
Предлагаемый к утверждению «План мероприятий по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга на 2005 - 2007 годы» (далее - План), прежде всего, направлен на решение тех проблем, которые находятся в компетенции органов исполнительной власти города. Среди них: формирование благоприятного предпринимательского климата, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров, эффективное использование территорий, продвижение продукции на рынках сбыта. План призван повысить эффективность работы промышленных предприятий, улучшить их финансово - экономическое положение в непосредственной увязке с решением социально - экономических проблем региона. В первую очередь предусматривается опережающее развитие ведущих наукоемких промышленных комплексов Санкт-Петербурга - энергомашиностроения, судостроения, приборостроения, оборонно-промышленного комплекса, пищевой промышленности. Мероприятия плана жестко увязаны с реальными возможностями исполнительной власти Санкт-Петербурга, в том числе в части ресурсного обеспечения. В первую очередь они направлены на формирования благоприятного предпринимательского климата и активизацию инвестиционной политики. В этих целях должны быть разработаны предложения по корректировке ряда федеральных законов направленных на совершенствование таможенного законодательства, борьбу с теневой экономикой, производством фальсифицированной и контрафактной продукции.
Предусматривается также внесение изменений в законодательство Санкт-Петербурга. В этих целях предусмотрено рассмотрение на заседаниях Правительства города целого ряда законопроектов по совершенствованию земельных платежей, созданию преференций активным предприятиям-инвесторам, наведению порядка с оплатой труда. Особое внимание уделяется вопросам привлечения инвестиций в промышленность Санкт-Петербурга и снижения административной нагрузки на предприятия реального сектора экономики. В этих целях планируется осуществить целый комплекс информационно - организационных мероприятий, включающий создание отраслевых баз данных, издание специальных справочников, проведение аналитических обзоров, тематических семинаров и пр.
Кроме того, в целях активизации привлечения инвестиций в промышленность города, упрощения бюрократических процедур при подготовке разрешительной документации создано и уже начало свою работу ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям». Поддержка в привлечении инвестиций, прежде всего будет оказываться промышленным предприятиям, выбирающим инновационный путь развития, активно внедряющим в производство новейшие научно - технические разработки, повышающим качество и конкурентоспособность продукции и услуг, осуществляющим технологическое перевооружение и модернизацию основных фондов. В этих же целях подготовлен и получил одобрение Правительства города проект Закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах». Следующее направление - развитие инфраструктуры - инженерной, энергетической, транспортной и пр. Решение этой сложной, комплексной проблемы должно быть увязано с повышением энергоэффективности работы промышленных предприятий, развитием энергетических сетей и головных источников. Для развития транспортной инфраструктуры необходима разработка маршрутной сети (включая работу железнодорожного транспорта на территории города), позволяющей преодолеть многочисленные негативные моменты, которые в настоящее время испытывают промышленные предприятия с доставкой на производство своих работников, поставками сырья, материалов, комплектующих изделий, отгрузкой готовой продукции. Особенно остро эти проблемы ощущаются в производственных зонах, которых в настоящее время числится более сорока. Главная задача - предметно разобраться с тем, что в этих зонах находится, насколько здесь решены вопросы инженерного обеспечения, как развита инфраструктура транспорта, связи и пр. На основе этого анализа необходимо разработать технико-экономические обоснования развития зон, градостроительную и проектно-сметную документацию, создать согласованную систему управления зонами.
Предусматривается разработка Порядка предоставления преференций
предприятиям, планирующим перебазирование своего производства,
например, в части льготирования стоимости предоставляемых земельных
участков, решения вопросов инженерного обеспечения и пр. По-прежнему,
серьезным вопросом остается формирование экономически обоснованного
регионального энергетического рынка. Правительство города активно
включилось в процесс реформирования естественных монополий с целью
развития региональных рынков электрической и тепловой энергии путем
их демонополизации. Это должно обеспечить всем производителям и
потребителям равный доступ к самой инфраструктуре и позволит
снабжать промышленные предприятия энергоносителями в необходимом
объеме.
Следующая проблема, на решение которой направлены мероприятия Плана
- это обеспечение промышленных предприятий кадрами. Большинство их
них испытывают острый недостаток станочников, сварщиков,
конструкторов, технологов. Одним из возможных путей решения этой проблемы является реализация программ подготовки и переподготовки кадров для промышленного комплекса Санкт-Петербурга. В настоящее время в первоочередном порядке разрабатывается Программа развития системы начального профессионального образования Санкт- Петербурга, которая в ближайшее время будет внесена на рассмотрение Правительства города.
Следующее важное направление - продвижение продукции промышленных предприятий на рынках сбыта. Опыт по получению заказов для нужд железной дороги в 2004 году показал, насколько эффективной может оказаться такая работа при ее правильной организации. Только за семь месяцев текущего года (с марта по сентябрь) промышленными предприятиями Санкт-Петербурга дополнительно заключено с различными железнодорожными ведомствами 195 договоров на сумму около 800 млн. рублей.
Аналогичным образом планируется организация работы с другими крупными монополистами, как на федеральном (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и пр.), так и на городском уровне (ГУП «Водоканал», ГУП «Петербургский метрополитен» и пр.). Кроме этого, подобное направление предусматривает активное проведение выставок, форумов, профессиональных праздников и фестивалей. Помимо перечисленных вопросов План содержит также ряд других мероприятий по развитию промышленного комплекса города:
Для решения всего комплекса вопросов (2005-2007 годы) необходимо финансирование из бюджета Санкт-Петербурга в объеме 2,01 млрд. рублей, в том числе в 2005 году - 410,2 млн. рублей. Кроме того, для выполнения мероприятий предусматривается привлечение значительных средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Реализация Плана мероприятий по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга позволит обеспечить стабильный рост технико-экономических и финансовых показателей промышленных предприятий Санкт-Петербурга, увеличит налоговую отдачу от их деятельности, повысит уровень жизни населения. Ожидаемый ежегодный рост промышленного производства составит 8-10 %, производительности труда - 10-12 %. К 2007 году доходы бюджета Санкт-Петербурга от промышленной деятельности должны возрасти до 25-27 млрд. рублей, а средняя заработная плата - до 13-15 тыс. рублей. Кроме того будут обеспечены: более эффективное использование земельных участков занятых под промышленное производство, оптимизация инженерной и транспортной инфраструктуры городского хозяйства, улучшение экологической обстановки в регионе и повышение качества жизни населения.
Далее участники обсуждения, руководители промышленных предприятий, обсудили меры Правительства по улучшению инвестиционного климата в части предоставления государственных гарантий города при реализации инвестиционных проектов, совершенствования тарифной политики города, изменении порядка взимания земельных платежей (арендной платы, земельного налога, цены выкупа земли), законодательной инициативы экономического блока Правительства о легализации заработной платы.
|
|