О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Обсуждение

Общественное обсуждение проекта государственной политики Санкт-Петербурга в области образования, науки и культуры, разработанной в рамках подготовки программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Краткий обзор

 

Общественные слушания прошли 23 сентября 2004 года (начало в 12 часов) в Малом конференц-зале Санкт-Петербургского научного центра РАН по адресу: Университетская набережная, дом 5.

Перед началом конференции зарегистрировался 71 человек (без учета  представителей средств массовой информации), представляющих органы государственной власти, учреждения культуры, образования, науки, политические и общественные организации, печатные и электронные средства массовой информации (далее – СМИ).

Вел заседание первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С. Иванников, который в своем вступительном слове ознакомил присутствующих с ходом разработки Программы социально-экономического развития города на период до 2007 года и основными направлениями государственной политики Санкт-Петербурга в сфере образования, науки и культуры.

Первая часть заседания (доклады)

 

С основным докладом выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга С.Б. Тарасов. Он обосновал необходимость и актуальность проведения слушаний. Уже более 10 лет сфера науки, образования и культуры развиваются в новых условиях. Помимо снижения объемов финансирования этот период характеризуются серьезными правовыми и структурными изменениями. Выявлена бессистемность вносимых в соответствующие разделы законодательства изменений, осуществляемых на федеральном уровне. Принято много законов в области образования, которые кардинально меняют отношение и понимание проблем развития этой важнейшей сферы развития города. В то же время вносимые изменения не сняли проблему отношения федерального и субфедерального уровней в образовании. Не устранена проблема несоответствия подготовки кадров потребностям экономики Санкт-Петербурга.

Существенные преобразования происходят и в организации работы и финансировании учреждений культуры. С 1 января 2005 года вводятся 4 новые организационно-правые формы организаций культуры. Разрабатываются новые виды и формы субсидий из федерального бюджета, которые должны использоваться в сфере культуры. Изменения приведут к большей самостоятельности и ответственности у учреждений культуры. В этих условиях повышается роль экономических и финансовых органов управления, которые должны обеспечить упорядочение хозяйственной деятельности учреждений культуры.

 

Наука переживает не самые благоприятные времена. Основная причина - недостаток финансирования. Санкт-Петербург – крупнейший научный информационный центр России. Необходимо обеспечить более тесное взаимодействие научных организаций и производства. В ходе проведения прикладных исследований будут удовлетворяться потребности предприятий в новых технологиях, оборудовании, совершенствовании управления. Улучшение финансового положения прикладной науки, в свою очередь вызовет увеличение финансирования фундаментальной.

Учитывая роль Санкт-Петербурга в подходах к развитию науки, образования и культуры необходим отличный от федерального специальный подход.

 

С содокладом выступила председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга О.В. Иванова. Она отметила огромные масштабы системы образования Санкт-Петербурга, где работают 2136 образовательных учреждений. Цель государственной политики в области образования: постоянное обновление системы образования города для обеспечения его доступности, повышения качества и роста эффективности. Для этого в ходе разработки разделов Программы социально-экономического развития города на период до 2007 года, касающихся вопросов образования, требуется реализовать следующие подходы:

  • привлечь к разработке Программы специалистов ведущих образовательных учреждений города (РГПУ им. А.И.Герцена, АППО, МУСИР им. Р.Валленберга и ряда других), а также районных отделов образования;

  • создать Совета по разработке Программы при Комитете по образованию;

  • обсудить проект на 2-х Коллегиях Комитета по образованию;

  • обеспечить прохождение профессиональной и общественной экспертизы проекта;

  • согласовать Программу с профильными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

В Программе должны найти свое отражение следующие базовые подходы развития сферы образования:

  • обеспечение нового качества образования;

  • развитие системы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

  • развитие структуры и содержания начального профессионального образования;

  • модернизация экономических отношений в системе образования;

  • сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования;

  • совершенствование системы управления образованием;

  • развитие материально-технической базы образовательных учреждений;

  • нормативно-правовое обеспечение.

Далее выступил заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга П.А. Баранов. Он сделал несколько дополнений к предыдущему докладу. Отметил трудность оценки конкретных результатов реализации Программы, которые носят вероятностный характер. Система образования нуждается в модернизации экономических отношений. Необходимо выработать критерии нормативного финансирования, которые позволят дальше развивать систему образования на уровне конкретного образовательного учреждения. Конкретные деньги пойдут на учащегося. Необходимо провести реорганизацию бухгалтерских служб, которые превратятся в самостоятельные юридические лица. Требуется обеспечить повышение роли попечительских советов. Не решена проблема положения с ресурсным обеспечением образования в Санкт-Петербурге. Нужны механизмы для внесения инициатив, направленных на экспериментальную деятельность.

 

С докладом выступил председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга А.Д. Викторов. Он в частности отметил, что разработка государственной политики в сфере науки – вопрос диалога с Федерацией. Размещение в Санкт-Петербурге объектов науки – вопрос развития города. Необходимо принимать управленческие решения с учетом переходных процессов. За 2003 год научными организациями выполнен объем работ на сумму более 17 млрд. рублей. Основные мероприятия в области развития науки определены в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 9.3.2004 № 36/1 «Об основных мероприятиях по развитию научной сферы, а также инновационной деятельности в науке и образовании Санкт-Петербурга на 2004-2007 годы». Горизонт Программы всего несколько лет, в то же время в отношении кадровой политики в науке необходимо прогнозировать на 20 лет вперед. Основа политики – соответствие тенденциям мирового сообщества. Санкт-Петербург - крупный мегаполис, в хозяйственном комплексе которого нет сырьевой составляющей. Сейчас идет формирование технологий 5-6 технологического уклада. В этом базовое предназначение развития Санкт-Петербурга. Необходимо выиграть  конкурентную борьбу с другими регионами за размещение научного потенциала. 14 ведущих промышленных кластеров в Санкт-Петербург. Основа развития науки – фундаментальные исследования. Необходимо обеспечить создание условий для развития фундаментальных поисковых  и прикладных исследований в соответствии с научным потенциалом Санкт-Петербурга. Во многом это может быть обеспечено за счет развития инвестиционной активности.

 

Еще одна важная проблема - разграничение полномочий между Федерацией и субъектами.

Докладчик отметил свое несогласие с отсутствием компетенции регионов в ряде сфер образовании. В связи с этим создана рабочая группа при Комитете по образованию Государственной Думы РФ.

 

Важная проблема соответствие параметров подготовки кадров потребностям экономики. В этих целях ведется мониторинг структуры подготовки специалистов при содействии СПбГИЭУ (ИнжЭкон). Снижается конкурс на юридические и экономические специальности и повышается на технические, то есть начал работать  рынок.

Предполагается сохранение на федеральном бюджете ответственности за подготовку специалистов среднего и высшего профессионального образования. В Санкт-Петербурге наблюдается рост количества иногородних студентов – до 44%. Санкт-Петербург – центр подготовки кадров для всей страны. В связи с этим требуется особое внимание уделять развитию системы студенческих общежитий.

 

Далее выступил ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Д.В. Пузанков. Интересен потенциал абитуриентов, поступающих в вуз. Университет тесно взаимодействуют с предприятиями. Важно, чтобы выпускники ЛЭТИ были востребованы. Осуществляется взаимодействие с властью. Активная работа проводится с общеобразовательными школами, откуда приходят 2/3 поступивших, что улучшает мотивацию будущих студентов, их понимание. Необходимо налаживать контакты с производством.

 

Следующее выступление сделала заведующая кафедрой статистики и эконометрики Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, член-корреспондент РАН И.И. Елисеева. Она отметила следующие аспекты развития сферы науки и образования. Происходит снижение рождаемости. В результате - режим неравномерности замещения поколений. К этому нужно приспосабливаться. Хозяйственные комплексы будут востребованы через пару лет. Предлагается более эффективно использовать свободные площади учебных заведений, например, для дополнительного образования, ввиду того, что мощности используются не полностью. Особое внимание совершенствованию законодательства. Проведение государственной политик должно включать механизм реализации. Реализация обратной связи с населением. Развитие рынка интеллектуальной собственности. Сохраняются проблемы бухгалтерского учета.

 

Председатель Комиссии по образованию, культуре, науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.Ю. Андреев остановился на следующих проблемах науки и образования. Наблюдается разрыв производственной и образовательной сфер. Нет анализа научных изобретений – нет банка данных. Необходимо создать и совмещать базы данных по науке и по предприятиям. Системную (учитывая все вузы и промышленность) защиту необходимо искать своими силами.

После этого выступления был объявлен перерыв.

 

Вторая часть заседания (обсуждение)

С информационным докладом выступил начальник управления стратегического планирования Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.А. Сидоров. Он отметил следующие базовые принципы и отличия Программы социально-экономического развития города на период до 2007 года от ранее принятых планов и программ:

  1. Вводятся измеримые цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

  2. Вводятся показатели эффективности деятельности Правительства и его органов.

  3. Вводятся стандарты качества жизни в Санкт-Петербурге и нормативы их обеспеченности.

  4. Устанавливается обязанность Правительства по соблюдению стандартов качества.

  5. Вводятся балансы общественно-значимых ресурсов, как основной инструмент государственного планирования.

  6. Утверждаются конкретные планы работы Правительства и иных органов власти.

Реализация Программы включает 19 основных направлений. Разработана структура политик. Главная цель – рост благосостояния населения Санкт-Петербурга.

 

В адрес докладчика и ведущих заседания поступило несколько вопросов, предложений и сообщений.

 

Емельянова Л.И., ученый секретарь ЦНИИ «Прометей»: «Мы много работали с Комитетом по созданию предыдущего плана социально-экономического развития, давали предложения, а сейчас есть ли какие-нибудь механизмы последующего контроля на стадии выполнения?».

Ответ. В марте 2003 года Правительство Санкт-Петербурга решило, что органы власти должны гарантировать определенные обязательства перед гражданами и бизнесом на территории города. Предыдущая программа носила по преимуществу описательный характер, представляла определенные политические цели, не содержала набора нормативов, которые будут являться предметом контроля. Предусматриваются несколько видов контроля: внутри Правительства, контроль деятельности администрации на местах, отраслевой. Порядок разработки Программы предусматривает ее вынесение на обсуждение общественности.

 

Илюшин Л.С., начальник отдела Комитета по образованию: «Определена ли главная цель – благосостояние петербуржцев – в сочетании с качеством жизни населения?».

Ответ: По стандартам и нормативам. Абсолютно четкий набор показателей. Программа социально-экономического развития в большей степени регулирует вопросы хозяйственного взаимодействия и экономических механизмов поддержания отрасли в целом. Вопрос качества – это вопрос оценки деятельности. В связи с этим предлагаем 2 стандарта на территории города: кому предоставляем; распределение сферы услуг по территории. Отсюда – набор нормативов. Все параметры имеют исчисляемые показатели. Разработчики Программы старались выйти именно на это.

 

Романков Л.П., депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, действительный государственный советник Санкт-Петербурга первого класса: «В чем заключается системность программы. Просьба быть более конкретными. У города не было политики в области культуры. Как обстоят дела со школами и образованием детей с ограниченными возможностями?».

Ответ. Задача Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли – приведение политик к единому стандарту, приблизить к работе всех имеющих наработки. Напрямую влиять на создание специальных школ мы не можем. Школы сами обращаются в комитет образования за помощью. Понимаем, что нужна тщательно продуманная городская политика: с учетом демографической политики, политики доходов населения. Дети с ограниченными возможностями: прогнозы неутешительные: количество детей зоны риска растет, развитие дистанционного образования.

Важной перейти к бюджетному финансированию по нормативам. Требуется уйти от метода «от достигнутого». Нужно прийти к следующему. Есть услуга, которая имеет эквивалент стоимости. Умножаем на численность потребителей услуги, получаем цифру, которая должна быть заложена в бюджет. Она может отличаться в ту или другую сторону. Соотношение между отраслями может измениться.

 

Цыбуков С.И., генеральный директор Научно-производственного объединения по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды», член совета СПб ТПП, член ОКК по сотрудничеству между Санкт-Петербургом и Индией.

Произошедшие изменения  заставляют все больше думать об образовании, науке и культуре. О культуре – в первую очередь. Россия в ближайшие год-два вступит в ВТО. Последствия: многие отрасли умрут сразу, другие столкнутся с большими проблемами. Таким образом, задача семинара – просчитать последствия вступления. Будем просить, чтобы просчитали, как изменится рынок в ближайшие 5 лет. Промышленные предприятия нужно выносить  из центра города. Но качественных перемещений очень мало. Проблема заключается в том, чтобы строить новые заводы в чистом поле. Комитету необходимо предъявлять экономические требования, чтобы мы могли переехать. Помимо этого – кадровая политика (средний возраст работающих на предприятиях – 50-60 лет). В то же время ввиду вступления в ВТО через несколько лет более дешевая импортная продукция начнет вытеснять российскую, и проблемы станут практическими. В отношении молодежи: необходимо прививать новые ценности (чтобы впоследствии они приходили на заводы, а не в сектор продаж – коммерческий т.е., где им все понятно).

 

Колчин Е.Е., генеральный директор Государственной академической Капеллы.

Ситуация в городе непростая: с одной стороны, привлечение бюджета к сфере культуры, с другой, политика в области культуры, идеология отсутствует, т.е. нет приоритетов для финансирования культуры. Раньше было 3 акцента: дети, люди, исторические ценности. Должен быть государственный заказ в социальной сфере; договор с комитетом культуры, взаимные обязательства. Со стороны города – финансирование. Со стороны культуры – отдача в числе конкретных произведений (постановок), ориентированных на определенный возраст. В то же время необходима свобода в виде городских грантов на конкурсной основе (в настоящее время ситуация с субсидиями: «подарили и все»). Таким образом, отсутствует идеология политики в сфере культуры. В политике должны быть обозначены механизмы финансирования, в том числе оперативное распоряжение собственными средствами, в частности петербургская казначейская система.

 

Зонин А.С., директор ГУ “Институт культурных программ”.

В организации работы над Программой смущает тот факт, что экономика – впереди, а социальная сфера – «большая дыра». Насколько обоснованно формирование различных политик (туризм, культура, экономика) отдельно друг от друга? Культура – тоже экономика, может стать значимой в доходной части бюджета (москвичи ездят в Мариинку, тратят деньги и т.п.). Культура: федеральные и городские организации нельзя рассматривать отдельно. Необходимо больше амбициозности.

 

Русак Е.И., заслуженный учитель РФ, Общественный эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург – специфический субъект РФ. Много нетиповых учебных заведений. Необходим закон об образовании, который бы четко определил новые виды и типы образовательных учреждений, которые нужны городу, и которые надо узаконить в плане штабного расписания, планировки и финансового содержания. Все это необходимо увязывать с реальной жизненной ситуацией, иначе не получится ничего. Остаются нерешенными вопросы профильного образования.

 

Илюшин Л.С., начальник отдела Комитета по образованию. Обозначился риск создания программы с глубоко несогласованными элементами: механизмом реализации и ресурсным  обеспечением. Решение вопроса о нормативе – полдела. Сегодня мы вынуждены доказывать, что школы нуждаются не только в ремонте, но и в модернизации. Что такое профильное воспитание? Нет комплексного понимания. Каковы будут условия взаимодействия новых АО (объединение отраслевых ГУПов с их акционерами) с городом?

 

С заключительным словом выступил ведущий заседания первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С.Иванников. Он высказал свои оценки по сути ряда вопросов, предложений и сообщений, прозвучавших на заседании. Отметил, что все замечания участников заседания будут учтены в дальнейшей работе над Программой социально-экономического развития города на период до 2007 года и основными направлениями государственной политики Санкт-Петербурга в сфере образования, науки и культуры.

 

На этом работа заседания была закончена.