О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Обсуждение

Общественное и профессиональное обсуждение проектов стандарта проживания в Санкт-Петербурге в сферах социальной защиты населения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, физкультуры и спорта

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Краткий обзор

 

Общественно-профессиональные слушания прошли 30 сентября 2004 года в Конференц-зале МЦСЭИ «Леонтьевский центр» по адресу: Измайловский пр., 14. Перед началом заседания зарегистрировалось 58 человек, без учета представителей средств массовой информации и организационно-технического персонала МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Всего в зале присутствовало около 70 человек, представляющие органы государственной власти, образовательные, научные, медицинские, общественные организации, печатные и электронные средства массовой информации.

 

Вел заседание первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С. Иванников, который в своем вступительном слове ознакомил присутствующих с ходом формирования системы государственного планирования Санкт-Петербурга. Главное значение этой работы – осуществление перехода от планирования от достигнутого уровня к стандартам нормативам стандартов проживания в Санкт-Петербурге. Участникам слушаний была также представлена информация о ходе разработки Программы социально-экономического развития города на период до 2007 года и основных направлений государственной политики Санкт-Петербурга в сферах социальной защиты населения, ЖКХ, образования, транспорта, здравоохранения, физической культуры и спорта.

 

С основным докладом на тему: «О работе по формированию системы государственного планирования в Санкт-Петербурге» выступил начальник Управления стратегического планирования Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.А. Сидоров. Он подробно остановился на организационных и методологических основах проводимой работы. Участники были проинформированы о работе по формированию стандартов и нормативов стандартов проживания в 7 сферах жизнедеятельности города. Работа ведется при соответствующем общественном и научном обеспечении. Учитывается мнение не только представителей государственных структур, но и позиции профессионалов-практиков и ученых. Материалы по стандартам и нормативам стандартов переданы на экспертизу в Санкт-Петербургский научный центр РАН.

 

С докладом на тему «Об основных результатах разработки стандартов проживания  в области социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге» выступил заведующий лабораторией Санкт-Петербургского Экономико-математического института РАН В.Т. Перекрест. Он в частности отметил, что система учреждений социальной поддержки (защиты) населения в Санкт-Петербурге на 01.01.2004 состояла из 70 отдельных учреждений разного профиля и разной подчиненности (городские, районные, муниципальные). Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам в соответствии с действующим законодательством на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. К категориям граждан, которым гарантируется социальная поддержка в форме социального обслуживания, относятся, в частности, лица пожилого возраста и инвалиды. К формам социального обслуживания также относится также обеспечение граждан социальными льготами в соответствии с действующим законодательством. При этом льготы рассматриваются либо в натуральном, либо в денежном выражении – в соответствии с Законом о «монетизации» натуральных льгот.

 

Для отрасли «Социальное обслуживание» предлагается система из двух стандартов проживания в Санкт-Петербурге, согласно которым Администрация (Правительство) города гарантирует любой категории населения Санкт-Петербурга, нуждающейся в соответствии с действующим законодательством в социальной поддержке, обеспечение этой поддержки в полном объеме в форме предоставления соответствующего набора социальных услуг. Стандарт 1 - гарантированная обеспеченность всех целевых групп населения, проживающего на территории Санкт-Петербурга, полным спектром социальных услуг. Стандарт 2 - доступность и качество социальных услуг по СПН, предоставляемых населению, проживающему на территории Санкт-Петербурга, в рамках государственных гарантий.

После выступления докладчику были  заданы вопросы: относительно учета временного населения (Акимова М.Я., председатель правления Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ), используемой статистической базы информации (Уткин В.В., директор ГУП "Санкт-Петербургский Информационно-аналитический центр"), связи социальных и градостроительных нормативов (Соколов С.И., эксперт ФИСП Санкт-Петербурга). Докладчик ответил на все поставленные вопросы.

Генеральный директор НП «Центр бизнес планирования и управления» Иванов С.Б. выступил с докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в сфере здравоохранения». Докладчик представил развернутый анализ текущего положения, существующего в сфере медицины, обозначил тенденции и перспективы развития отрасли. Изложил основные проблемы, связанные с переходом на новые принципы стандартизации и нормирования деятельности учреждений здравоохранения.

 

С содокладом по данной теме выступила директор Санкт-Петербургского Института медицинского страхования Петухова В.В. Она изложила методологические подходы к разработке стандартов и нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге в сфере здравоохранения. Упор должен делать на профилактику заболеваний, работу врачей следует оценивать по состоянию здоровья населения, а не по количеству больных. Действующая система нацелена на то, чтобы через врача проходило как можно больше пациентов. В ходе работы было определено 350 услуг в сфере медицины, сгруппированных по ряду признаков (схожесть клинических проявлений, диагноз, порядок лечения и т.п.). Критерии и значимость услуги определяет объем государственного финансирования. Обозначена роль страховой медицины в улучшении здоровья населения. Докладчик рассказала о том, что работа по стандартизации медицинских услуг ведется уже почти 10 лет.

Докладчиком были заданы вопросы: по диспансеризации населения (Ковалев М.С., Председатель оргкомитета по созданию Союза Домовых комитетов Санкт-Петербурга), о порядке разъяснения населению о перечне платных и бесплатных услуг (Иванников А.С.), о необходимости того, чтобы стандарты касались не только системы управления медициной, но и непосредственно лечения (Пустотина Т.Ф., врач ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге»), о возможности организации-разработчика стандартов выполнить работу надлежащим образом (председатель Комитета финансов А.А. Никонов). Один из вопросов касался необходимости более четкого разъяснения, что есть единица предоставления услуги, можно ли все услуги перевести в единицы. По всем вопросам докладчиками были даны соответствующие ответы и разъяснения.

 

С докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в сфере образования» выступил директор департамента корпоративного управления ЗАО «Балт -Аудит-Эксперт» Ивановский Л.В.  Он доложил об основных результатах, методологических подходах, успешном опыте других регионов. Представил формулировки стандартов и значения нормативов  стандартов предоставления образовательных услуг  в Санкт-Петербурге. По мнению разработчика главной целью политики в сфере образования является развитие человеческого потенциала Санкт-Петербурга, обеспечение социальной стабильности и гражданского мира, создание условий для удовлетворения потребности города в квалифицированных кадрах. Система образовательных учреждений общего и профессионального образования Санкт-Петербурга должна обеспечивать жителей города и лиц, находящихся в городе на законном основании, бесплатными (финансируемыми  за счет средств бюджета города) и платными образовательными услугами, обеспечивающими удовлетворение объективной потребности в знаниях и развитии личности, а также потребности Санкт-Петербурга и региона в квалифицированных кадрах.

После выступления докладчику было задано несколько вопросов. В частности они касались образования для взрослых и высшего образования (Ковалев М.С., Председатель оргкомитета по созданию Союза Домовых комитетов Санкт-Петербурга), связи образования и производства (Акимова М.Я., председатель правления Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ), о стандартах обучения детей с физическими нарушениями (Крутицкая Н.М., Председатель Совета директоров специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, директор школы-интерната №1 глухих детей Выборгского района). Кроме этого, были заданы вопросы о показателях интенсивности обучения (Баранов П.А., заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга), о внешкольной работе с молодежью (Бессмертный Д.С., Начальник Отдела по организационно-правовой работе Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга), об источниках роста внебюджетного финансирования образования (Т.В.Власова, МЦСЭИ «Леонтьевский центр»).

После этого был объявлен перерыв.

 

С докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства» выступил заведующий кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета Чекалин В.С. В своем выступлении он затронул вопросы развития ЖКХ, перечислил основные проблемы и пути их решения. Докладчик представил свое видение целей развития и стандартов проживания в Санкт-Петербурге в области ЖКХ. Жилищно-коммунальные услуги - услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

Потребительские свойства и режим предоставления жилищно-коммунальных услуг (услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту домовладений) должны соответствовать составу и периодичности выполняемых исполнителем работ. Потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность и непрерывность потребления в необходимом потребителю объеме.

Стандарты проживания в Санкт-Петербурге в сфере жилищно-коммунальных услуг включают две группы стандартов: социальные и инфраструктурные стандарты. Социальные стандарты  проживания в Санкт-Петербурге в сфере жилищно-коммунальных услуг  закрепляют права жителей Санкт-Петербурга на проживание в технически исправном, безопасном, благоустроенном жилищном фонде, содержащемся в надлежащем санитарном состоянии. Социальные стандарты устанавливают качественные характеристики  жилищных условий жителей Санкт-Петербурга. Инфраструктурные стандарты проживания в Санкт-Петербурге в сфере жилищно-коммунальных услуг устанавливают требования к ресурсному обеспечению в части объемов жилищного фонда, головных сооружений и сетевого хозяйства в системе водоснабжения и канализации, энергоснабжения, обращения с твердыми бытовыми отходами.

После выступления докладчику было задано несколько вопросов. В частности эти вопросы касались связи стандартов ЖКХ со стандартами в других отраслях и сферах экономики (Сидоров А.А., начальник Управления стратегического планирования Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли), о стандартах оплаты услуг в сфере ЖКХ (Бугославская И.И., заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга), о разграничении обслуживания государственного и частного жилищных фондов (Акимова М.Я., председатель правления Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ), об учете в нормативах стандартов возможности получения жильцами ряда бытовых услуг  (Ковалев М.С., Председатель оргкомитета по созданию Союза Домовых комитетов Санкт-Петербурга), о большей учете результативности предоставления услуг ЖКХ (Туркин И.И., Руководитель проекта ЗАО "НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры"), о формировании системы сбалансированных показателей (Иванов С.Б., генеральный директор НП «Центр бизнес-планирования и управления), о более подробном изложении понятия качества жилищно-коммунальных услуг (Уткин В.В., Директор ГУП "Санкт-Петербургский Информационно-аналитический центр").

С изложением основных результатов разработки стандартов и нормативов стандартов в сфере физической культуры и спорта выступила генеральный директор «БДО-Юникон Северо-Запад» Мыскова З.В. Она изложила свое видение стандартов проживания в Санкт-Петербурге в сфере физической культуры и спорта. Предложена следующая формулировка: стандарт проживания в Санкт-Петербурге в сфере физической культуры и спорта определяет гарантии города Санкт-Петербурга предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг в сфере физической культуры и спорта.

 

Стандарты проживания обеспечивают эффективное удовлетворение нужд населения в физической культуре и спорте в той степени, в которой стоимость системы (в самом широком смысле) оправдается вкладом в благосостояние общества. Стандарт проживания по обеспечению физкультурно-оздоровительной работы определяет уровень гарантий реализации прав граждан, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека в рамках физкультурно-оздоровительной работы. Данный стандарт раскрывает политику в части, связанной с деятельностью в сфере массовой физической культуры и затрагивает все слои населения. Стандарт проживания по обеспечению развития спорта высших достижений определяет уровень гарантий реализации прав граждан, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека в рамках развития спорта высших достижений.

 

С докладом о результатах работы по определению стандартов и нормативов стандартов в сфере транспорта выступила заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Воронцова С.Д. Она представила материалы, характеризующие развитие транспорта и роль этой отрасли для всей экономики Санкт-Петербурга. Были предложены формулировки стандартов и показателей, определяющих эффективность работы транспортного комплекса города. Транспорт является отраслью специализации города. Около 30% экспортно-импортных грузов РФ проходит через транспортную систему Санкт-Петербурга. Серьезной проблемой является ведомственная разрозненность в управлении различными видами транспорта, отсутствует федеральный закон о городском пассажирском транспорте.

В адрес докладчика поступило несколько вопросов со стороны: заведующего кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета Чекалина В.С., председателя оргкомитета по созданию Союза Домовых комитетов Санкт-Петербурга Ковалева М.С., главного специалиста отдела Комитета по транспортно-транзитной политике Львова А.В., директора-координатора научно-исследовательских программ МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Лимонова Л.Э., начальника Управления стратегического планирования Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сидорова А.А., и.о. начальника отдела планирования и прогнозирования Паромова А.Ю., председатель правления Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Акимова М.Я. Они касались различных аспектов транспортной деятельности. Заведующая кафедрой статистики и эконометрики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Елисеева И.И. предложила учитывать необходимость достижения баланса между общественным и частным транспортом, существования различных подходов к движению транспорта в районах города.

Ряд пояснений по транспортной политике Санкт-Петербурга были даны Сидоровым А.А. и Туркиным И.И.

 

С докладом на тему: «Об экспертизе проектов стандартов в сферах образования, здравоохранения,  социального обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, физической культуры и спорта» выступила член-корреспондент РАН, заведующая кафедрой статистики и эконометрики Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов Елисеева И.И. Она остановилась на отдельных недостатках результатов работы разработчиков стандартов проживания. Отметила, что это всего лишь первый этап работы и все недоработки будут устранены в ближайшем будущем.

Доклад Елисеевой И.И. был дополнен выступлением директора Экономико-математического института РАН Руховца Л.А.

После этого слушания завершили свою работу.