О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Обсуждение

Городская конференция по рассмотрению итогов выполнения первого этапа работы по формированию системы государственного планирования в Санкт-Петербурге

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Краткий обзор

 

Конференция на тему: «Формирование системы государственного планирования в Санкт-Петербурге: разработка стандартов проживания» проводилась 10 декабря 2004 года с 14-00  до 18-15 в конференц-зале Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Перед началом конференции зарегистрировалось 80 участников, без учета специалистов (организационно-технический персонал) Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и административно-технического персонала МЦСЭИ «Леонтьевский центр». Всего в зале присутствовало около 100 человек, представляющих органы государственной власти, научные, политические и общественные организации, структуры предпринимательского сообщества. Участникам конференции был роздан комплект документов, включающий программу, проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2007 гг.», временный перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге (определены значения нормативов стандартов: пороговые (критические) и целевые на 2007 год), включающий:

  • стандарт качества жизни,

  • стандарты обеспечения жизнедеятельности города основными видами ресурсов (демографические, топливно-энергетические, финансовые, имущественные, экологические, территориальные),

  • стандарты видов деятельности (транспорт, здравоохранение,  социальная защита населения, образование, наука и научное обслуживание, культура, физкультура и спорт, туризм, ЖКХ, информация, связь и телекоммуникации, обеспечение личной и общественной безопасности, государственное и муниципальное управление).

Первую часть заседания вел первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С.Иванников.

 

В состав президиума конференции вошли:

Бланк В.В. - председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, член Правительства Санкт-Петербурга

Иванников А.С. - первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли

Перекрест В.Т. – заведующий лабораторией Экономико-математического института РАН

Ивановский Л.В. – директор Департамента корпоративного управления ЗАО «Балт-Аудит-Эксперт»

Воронцова С.Д. – первый заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры

Чекалин В.С. – заведующий Кафедрой экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета

Жихаревич Б.С. – начальник отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр», директор Ресурсного центра стратегического планирования.

 

С вступительным словом к собравшимся обратился А.С.Иванников. Он ознакомил присутствующих с итогами работы, проделанной в 2004 г. по формированию системы государственного планирования Санкт-Петербурга. Одним из важных результатов этой работы стала подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2007 гг.», которым должен быть утвержден комплект документов, призванный стать основой новой системы государственного планирования. А.С.Иванников особо подчеркнул, что принципы проведенной работы отличаются от используемых ранее подходов тем, что предполагают замену пассивного подхода – планирования от достигнутого уровня, на детальное обоснование и увязку затрат и результатов, а также определение четких обязательств органов государственной власти перед населением, предприятиями и организациями города. Достижение этих обязательств обеспечено ресурсами.

Органы власти будут гарантировать населению и субъектам хозяйственной деятельности доступность основных ресурсов развития города и обеспечение конкретных значений нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге по важнейшим областям и сферам жизнедеятельности Санкт-Петербурга. К началу декабря 2004 г. подготовлен комплект документов, составляющих систему государственного планирования, который должен быть утвержден представленным проектом постановления Правительства Санкт-Петербурга. Подготовленные материалы являются первым опытом в направлении комплексного нормирования и стандартизации работы всех городских организаций и служб. Поэтому очень важно получить предложения и замечания по их совершенствованию и доработке. Такая работа проводится совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, научными и общественными организациями.

 

С докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов проживания в области социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге» выступил заведующий лабораторией Экономико-математического института РАН В.Т.Перекрест. Он ознакомил участников конференции с основными подходами к проведению работы, рассказал о том, что вкладывается в понятие социальная поддержка и кому она должна оказываться. Сделал вывод о том, что сметный принцип финансирования социальной сферы должен быть заменен на нормативно-целевой. Докладчик привел формулировки стандартов проживания в Санкт-Петербурге в части социального обслуживания населения. Инфраструктурный стандарт - обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, доступности социальных услуг в соответствии с действующим законодательством и стандартами проживания. Стандарт качества - обеспечение качества социальных услуг социальной поддержки населения, предоставляемых населению, пребывающему на территории Санкт-Петербурга, в соответствии со стандартами проживания.

 

Далее с докладом на тему: «Об итогах формирования системы государственного планирования в Санкт-Петербурге и проекте программы социально-экономического развития на среднесрочный период» выступил В.В.Бланк. Он отметил, что основные принципы формирования новой системы государственного планирования базируются на соответствии целей и задач развития города имеющимся ресурсам, ответственности власти перед населением за выполнение нормативов стандартов проживания, четком выполнении государственных функций, взаимосвязи документов перспективного, среднесрочного и краткосрочного характера, реализации основных направлений деятельности органов власти в важнейших отраслях и сферах развития Санкт-Петербурга.

Разработаны 3 вида стандартов: качества жизни, ресурсов и видов деятельности. Каждый из них имеет большое значение. Первый задает параметры, служащие основой для определения состояния качества жизни в Санкт-Петербурге. Второй – расходование основных ресурсов, используемых для развития города: территории, государственного имущества, демографических, топливно-энергетических, финансовых и природных (нагрузка на экологическую систему). Третий – показатели обеспеченности продукцией и услугами в различных видах деятельности. В.В.Бланк подчеркнул, что власти города не занимаются организацией предоставления всего комплекса услуг, но гарантируют доступность и определенное качество таких услуг, например, в области транспорта. По всем направлениям развития города определены показатели нормативов стандартов, как инфраструктурных, так и качественных, которые позволят перейти к комплексному решению развития отраслей и городских территорий. Докладчик привел пример Приморского района, в котором, по мнению главы администрации не хватает детских дошкольных учреждений. В то же время анализ уровня обеспеченности районов города такими учреждениями показал, что в Приморском районе ситуация значительно лучше, чем в среднем по городу и в сравнении с рядом других районов.

 

С докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в сфере транспорта» выступила С.Д. Воронцова. В своем выступлении она отметила, что Санкт-Петербург – единственный из крупнейших городов России, в котором представлены 6 видов транспорта. Данная отрасль экономики является градообразующей и демонстрирует высокие темпы развития.

В то же время в отрасли накопились серьезные проблемы, не решив которые транспортный комплекс города начнет утрачивать свои конкурентные преимущества. Например, только 20% населения тратит по дороге на работу (с работы) не более 45 мин., что соответствует стандарту. Ряд недоработок существует в сфере правового регулирования транспортной деятельности. В Санкт-Петербурге не разработан и не принят закон о транспортной деятельности. Низкий уровень развития дорожно-транспортной сети и растущая интенсивность движения автомобилей приводят к тому, что увеличивается число ДТП.

Кроме этого, в Санкт-Петербурге сложилась неэффективная система управления транспортным комплексом. В принятии решений о его развитии принимают участие  8 комитетов и 5 вице-губернаторов. Требуется оптимизация управленческой структуры и проведение комплекса мер, например, ведение регулярного мониторинга состояния дорог.

С.Д. Воронцова отметила, что главная цель развития транспортного комплекса города увязана с системой целей развития Санкт-Петербурга. Присутствующие были ознакомлены со стандартами и  нормативами стандартов проживания в Санкт-Петербурге в сфере транспорта. Кроме этого, были представлены формулировки показателей оценки эффективности работы органов власти в области управлением транспортом.

 

Далее с докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в сфере образования» выступил Л.В. Ивановский. Он рассказал участникам конференции об основных результатах и методологических подходах проведенной работы. Отметил, что она осуществлялась с учетом наиболее успешного опыта, накопленного в ряде российских регионов. Докладчик представил формулировки стандартов и значения нормативов  стандартов предоставления образовательных услуг  в Санкт-Петербурге. Инфраструктурный стандарт - обеспечение для населения, пребывающего на территории Санкт-Петербурга, государства и экономики города доступности образовательных услуг.

Стандарт качества - обеспечение качества образовательных услуг, предоставляемых населению, пребывающему на территории Санкт-Петербурга, в соответствии со стандартами проживания.

По мнению разработчика, главной целью политики в сфере образования является развитие человеческого потенциала Санкт-Петербурга, обеспечение социальной стабильности и гражданского мира, создание условий для удовлетворения потребности города в квалифицированных кадрах. Система образовательных учреждений общего и профессионального образования Санкт-Петербурга должна обеспечивать жителей города и лиц, находящихся в городе на законном основании, бесплатными (финансируемыми  за счет средств бюджета города) и платными образовательными услугами, обеспечивающими удовлетворение объективной потребности в знаниях и развитии личности, а также потребности Санкт-Петербурга и региона в квалифицированных кадрах.

 

С докладом на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в сфере здравоохранения» выступила директор Санкт-Петербургского Института медицинского страхования Петухова В.В.  Она изложила методологические подходы к разработке стандартов и нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге в сфере здравоохранения. По мнению докладчика, основной упор должен делаться на профилактику заболеваний, что обеспечивается проведением регулярных медицинских осмотров и диспансеризацией населения. Работу врачей следует оценивать по состоянию здоровья населения, а не по количеству больных. Действующая система здравоохранения нацелена на то, чтобы через врача проходило как можно больше пациентов.

В ходе проделанной работы было определено 350 услуг в сфере медицины, сгруппированных по ряду признаков (схожесть клинических проявлений, диагноз, порядок лечения и т.п.). Критерии и значимость услуги определяет объем государственного финансирования. Обозначена роль страховой медицины в улучшении здоровья населения. В.В.Петухова рассказала о том, что разработчики стандартов и нормативов стандартов в сфере медицинских услуг занимаются этой проблематикой почти 10 лет. За столь долгий период накоплен огромный опыт, который позволил достичь высокого качества результатов работы. При проведении работы коллектив разработчиков взаимодействовал не только с представителями исполнительных органов власти, но и представительных – Комиссией Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по здравоохранению и экологии.

После этого был объявлен перерыв.

 

Вторую часть конференции вел Б.С. Жихаревич. Вторая часть конференции началась с выступления В.С. Чекалина на тему: «Об основных результатах разработки стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Он рассказал об основных результатах развития ЖКХ Санкт-Петербурга, перечислил основные тенденции, проблемы и пути их решения. Докладчик представил свое видение целей развития и стандартов проживания в Санкт-Петербурге в области ЖКХ. В.С.Чекалин дал определение термину «жилищно-коммунальные услуги». Это услуги исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Потребительские свойства и режим предоставления жилищно-коммунальных услуг (услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту домовладений) должны соответствовать составу и периодичности выполняемых исполнителем работ. Потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность и непрерывность потребления в необходимом потребителю объеме.

 

По мнению докладчика, стандарты проживания в Санкт-Петербурге в сфере жилищно-коммунальных услуг включают две группы стандартов: социальные и институциональные стандарты. Социальные стандарты  проживания в Санкт-Петербурге в сфере жилищно-коммунальных услуг  закрепляют права жителей Санкт-Петербурга на проживание в технически исправном, безопасном, благоустроенном жилищном фонде, содержащемся в надлежащем санитарном состоянии. Социальные стандарты устанавливают качественные характеристики  жилищных условий жителей Санкт-Петербурга. Институциональные стандарты проживания в Санкт-Петербурге в сфере жилищно-коммунальных услуг устанавливают требования к ресурсному обеспечению в части объемов жилищного фонда, головных сооружений и сетевого хозяйства в системе водоснабжения и канализации, энергоснабжения, обращения с твердыми бытовыми отходами.

 

Были представлены нормативы стандартов в сфере ЖКХ. Докладчик обратил внимание участников конференции, что они несколько отличаются от варианта, содержащегося в раздаточном материале. Представленные нормативы стандартов, по мнению В.С.Чекалина, носят более общий характер, в отличие от изложенных в раздаточном материале, где многие нормативы, например, количество уборок лестничных клеток, вывоза мусора и т.п., излишне детализированы. Кроме этого, докладчик отметил, что нормативы по времени устранения аварий или неисправностей в сфере ЖКХ, имеют безусловно важное значение, но прежде чем нормировать подобную деятельность, необходимо добиться надежности работы инженерных систем города. Именно на это нацеливают изложенные в ходе сделанного доклада наработки группы специалистов, которые работали под руководством В.С.Чекалина.

 

Далее выступил заместитель генерального директора ООО «Техинформпроект плюс» И.А. Баранов. Тема его доклада: «Об основных результатах разработки стандартов в области инженерного обеспечения». Докладчик ознакомил присутствующих с результатами проведения анализа правовой базы и исследовании структуры потребителей в области инженерного обеспечения. В качестве главной цели развития отрасли может рассматриваться: «Обеспечение гарантированного наличия в городе электрической и тепловой энергии, энергоносителей и воды в краткосрочной и долгосрочной перспективе и в количествах, необходимых потребителям с учетом принимаемых  мер по рациональному и эффективному использованию всех видов топливно-энергетических ресурсов и воды  населению,  бюджетным потребителям, промышленным и приравненным к ним потребителям». Другими словами, главную цель можно сформулировать, как обеспечение энергетической и ресурсной безопасности города на основе перспективного планирования развития производственных мощностей энергетики, систем инженерного обеспечения и управления уровнем  потребления энергии, энергоносителей, и воды. Стандарты проживания, по мнению докладчика, должны делиться на социальные и институциональные. Далее были представлены значения нормативов стандартов. Использованы существующие нормативы, как в России, так и в ряде других городов, в т.ч. зарубежных.

 

Следующим на конференции был доклад, посвященный результатам разработки стандартов и нормативов стандартов в сфере физической культуры и спорта. Об этом присутствующим на конференции рассказала руководитель проекта ООО «БДО Юникон  Северо-Запад» К.В. Кузнецова. Она обратила особое внимание на обеспечение доступности занятиями физической культуры и спорта всех слоев населения, в т.ч. пенсионеров и инвалидов. В докладе дана оценка существующей в области физической культуры и спорта ситуации. В настоящее время этими видами деятельности регулярно занимаются всего 8% населения города. В качестве целевого норматива планируется увеличить их долю до 20% к 2008 году. Существующая система физической культуры фрагментарна и по преимуществу не доступна для всех слоев населения города. Например, плавательные бассейны есть в ограниченном числе городских районов.

 

Стандарты проживания должны обеспечивать эффективное удовлетворение нужд населения в физической культуре и спорте в той степени, в которой стоимость системы  оправдается вкладом в благосостояние общества. Стандарт проживания по обеспечению физкультурно-оздоровительной работы определяет уровень гарантий реализации прав граждан, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека в рамках физкультурно-оздоровительной работы. Данный стандарт раскрывает политику в части, связанной с деятельностью в сфере массовой физической культуры и затрагивает все слои населения. Стандарт проживания по обеспечению развития спорта высших достижений определяет уровень гарантий реализации прав граждан, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека в рамках развития спорта высших достижений. Важное значение должно уделять мониторингу состояния физической культуры и спорта.

 

С докладом, посвященным результатам экспертизы проектов стандартов проживания в Санкт-Петербурге выступил директор Санкт-Петербургского экономико-математического института РАН Л.А. Руховец.  Экспертный совет при Санкт-Петербургском НЦ РАН рассмотрел итоги работы по формированию стандартов проживания в 7-ми сферах и отраслях. Докладчик в целом положительно оценил предварительные итоги большой и важной работы, проделанной Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли и разработчиками рассматриваемых материалов. Но это лишь первый шаг в направлении формирования новой системы государственного планирования. Работа по данной проблематике будет продолжена в 2005 году.

 

Л.А. Руховец отметил, что по работе исполнителей имеются определенные замечания. Так, исходя их технических заданий для разработки стандартов, исполнители были обязаны отразить в отчетах такие моменты, как правовое обеспечение, анализ практики применения стандартов в других странах, описание состояния дел в соответствующих отраслях. Далеко не все исполнители в полной мере следовали этому требованию. В ряде отчетов в изложении материалов отсутствует комплексность, не отражен зарубежный опыт.

 

После этого с кратким словом к участникам обратился ведущий конференции Б.С. Жихаревич. Он поблагодарил участников за активную работу и предложил перейти к обсуждению прозвучавших докладов.

 

С сообщением выступил референт директора ГУП «Санкт-Петербургский Информационно-аналитический центр» А.Г. Гуца. Он отметил особую важность работы по мониторингу социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге. Нельзя управлять развитием города не зная текущей и ожидаемой ситуации. Выступающий отметил отсутствие комплексности в разработанных материалах. По его мнению, следует скорректировать главную цель развития города. Вместо достижения европейских стандартов качества жизни, следует указать - повышение качества жизни, как это определено в Стратегическом плане Санкт-Петербурга, принятом в 1997 году. Нормативы стандартов следует ежегодно уточнять. А.Г. Гуца отметил, что на основе предложенных к рассмотрению материалов трудно дать объективную оценку степени выполнения нормативов. Следует предусмотреть не  только количественные, но и качественные показатели нормативов стандартов.

 

После этого, с комментариями и вопросами в адрес Л.А.Руховца и К.В.Кузнецовой обратился и.о. начальника отдела планирования и прогнозирования Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.Ю. Паромов. Он усомнился в корректности ряда значений нормативов стандартов в области физической культуры и спорта. К.В.Кузнецова пояснила методику расчета и рассказала об информационной базе, на основе которой проводилось исследование. Л.А. Руховец дал разъяснения по вопросу о порядке проведения экспертизы отчетов по проектам стандартов проживания.

 

В заключение ведущий конференции начальник отдела территориального стратегического планирования Леонтьевского центра Б.С. Жихаревич кратко осветил деятельность Леонтьевского центра по организации общественного и профессионального обсуждения процесса формирования новой системы государственного планирования в Санкт-Петербурге, анонсировал выход из печати двух информационно-аналитических бюллетеней "Вестник стратегического планирования в Санкт-Петербурге", пригласил участников активнее вести дискуссию на специально созданном Интернет сайте и выразил надежду на успешное продолжение актуальной и нужной работы КЭРППиТ над системой государственного планирования и удачное рассмотрение на Правительстве города проектов документов, представленных участникам конференции.

 

После этого Конференция была объявлена закрытой.