О СИСТЕМЕ

РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЬ КОНТАКТЫ ENGLISH
   

Обсуждение

Первая городская конференция по рассмотрению хода разработки программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период и подведению итогов реализации стратегического плана Санкт-Петербурга 1997 года

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

Краткий обзор

 

Конференция проводилась 15 сентября 2004 года с 14 часов до 17 часов 30 минут  в конференц-зале Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Перед началом конференции зарегистрировалось 74 человека, без учета сотрудников Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и представителей средств массовой информации. Всего в зале присутствовало около 100 человек, представляющих органы государственной власти, научные, политические и общественные организации, структуры предпринимательского сообщества, печатные и электронные средства массовой информации (далее – СМИ). Вел заседание первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С.Иванников.

 

В состав президиума конференции вошли:

Бланк В.В. - председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, член Правительства Санкт-Петербурга;

Васильев С.А. - председатель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

Бродский М.Н. – член Правительства Санкт-Петербурга, представитель Губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга;

Иванников А.С. - первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли;

Елисеева И.И. - заведующая кафедрой статистки и эконометрики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, член-корреспондент РАН;

Чернейко Д.С. – руководитель Департамента Федеральной государственной службы занятости по Санкт-Петербургу.

 

С основным докладом на тему: «О ходе разработки системы государственного планирования в Санкт-Петербурге и проекте Программы социально-экономического развития на среднесрочный период» выступил В.В.Бланк. Он отметил, что основные принципы формирования новой системы государственного планирования базируются на соответствии целей и задач развития города имеющимся ресурсам, ответственности власти перед населением за выполнение нормативов стандартов проживания, четком выполнении государственных функций, взаимосвязи документов перспективного, среднесрочного и краткосрочного характера, реализации основных направлений деятельности органов власти по 19-ти важнейшим отраслям и сферам развития Санкт-Петербурга.

 

Участникам конференции были розданы материалы с презентацией доклада В.В.Бланка. Докладчик также отметил, что подходы по формированию новой системы государственного планирования активно используются при разработке Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период. Докладчик представил основные результаты социально-экономического положения города к 2025 году, в случае реализации новой системы государственной политики, включая среднесрочную программу. Специализацией города станут высокие технологии, транспорт и промышленность с высокой производительностью труда. Численность населения составит 4,6-4,7 млн. человек, энергопотребление вырастет на 20-25%. Топливно-энергетический баланс к 2025г. не изменится. Территория, которую занимает город, практически не увеличится и к 2025 г. составит около 143,4 тыс. га, площадь территории под жилой и общественной застройкой увеличится с 23% до 38%, а сельскохозяйственные земли уменьшатся с 20% до 3%. Освободившиеся от сельского хозяйства площади будут распределены между транспортом и промышленностью. Плотность застройки останется на том же уровне. Приоритетом станет задача не допустить увеличения выбросов вредных веществ в атмосферу (сейчас это около 231 тыс. т в год). Предполагается, что на 30-35% уменьшится общий объем сброса загрязненных вод за счет всеобщей канализации, которую проводит "Водоканал".

 

Система управления социально-экономическим развитием Санкт-Петербурга до сих пор сводилась к разработке прогнозов, имеющих вероятностный характер. Фактически единственным реальным инструментом управления во многом являлся бюджет. Функции утвержденных законом программ социально-экономического развития города частично выполняли среднесрочные финансовые планы-прогнозы и проекты бюджета на следующий год. Эти финансовые документы ориентированы на фактически сложившиеся затраты по целевым статьям расходной части бюджета.

Новации сводились к перераспределению расходов между сферами городской экономики. Причем это далеко не всегда сопровождалось обоснованием экономического или социального эффекта. Например, за последние годы удельный вес расходов на отрасль «Культура» увеличился. Повысился ли от этого средний культурный уровень петербуржцев, и в какой степени - неизвестно. Очевидно, в таких случаях необходимо использовать не затратный, а программно-целевой подход. Требуется переход от управления бюджетными расходами к управлению результатами развития Санкт-Петербурга.

 

Недостатки затратного подхода к практике управления развитием города особенно очевидны при сопоставлении доходных и расходных разделов бюджета. Определенные целевые статьи расходов не приводили к измеримому повышению доходов бюджета. Ведомства привыкли работать по методу «латания дыр», каждый раз требовать все больше и больше бюджетных денег, не принимая на себя конкретных обязательств по улучшению ситуации. В связи с этим Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли при разработке проекта среднесрочной Программы используется подход, основанный на программно-целевом, а не затратном подходе. Программа должна иметь соответствующий правовой статус. Для этого требуется её утверждение законом города.

 

До участников конференции был доведен предполагаемый формат общественных слушаний этой Программы. Проект графика проведения обсуждений был включен в комплект раздаточных материалов для участников конференции.

 

С содокладом по первому вопросу конференции выступила И.И.Елисеева. Она отметила важность и актуальность работы по формированию системы государственного планирования. Указала на то, что в последнее время в органах власти большое значение придается научному обеспечению разрабатываемых документов. Докладчик ознакомила участников конференции с ролью науки в целом и Санкт-Петербургского научного центра РАН, в частности, в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга. Рассказала об основных направлениях работы научного центра и отраслевых исследовательских институтах РАН. По ее мнению органы власти недостаточно четко защищают интересы петербургской науки при решении вопросов членства в РАН. Как позитивный пример сотрудничества И.И.Елисеева отметила работу по организации проведения научной экспертизы проектов стандартов и нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге. В 2004 году будет проведена работа по научной экспертизе стандартов и нормативов стандартов в 7-ми областях и сферах жизнедеятельности города. Кроме этого, представители Санкт-Петербургского научного центра РАН привлечены к подготовке Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на среднесрочный период. По мнению докладчика при подготовке соответствующих разделов Программы необходимо в качестве перспективных ориентиров руководствоваться стандартами жизни в Хельсинки и Стокгольме.

 

После этого, был объявлен перерыв. Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, член Правительства Санкт-Петербурга В.В. Бланк дал пресс-конференцию представителям СМИ.

Вторая часть конференции была посвящена подведению итогов выполнения Стратегического плана Санкт-Петербурга, принятого в 1997 году. С основным докладом по данному вопросу выступил начальник отдела территориального стратегического планирования  МЦСЭИ «Леонтьевский центр, заместитель директор проектного бюро «Стратегический план для Санкт-Петербурга» Б.С. Жихаревич. Он отметил основные вехи  в подготовке и реализации Стратегического плана. Обратил особое внимание на то, что это первый в России документ общественного согласия. Нормативно-правовую основу стратегического планирования в Санкт-Петербурге в период 1997 – 2003 годов составляло «Временное положение о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге». Первая редакция этого документа была принята 14 марта 1997 года на Общегородской конференции. Тогда же был учрежден Генеральный Совет Стратегического плана Санкт-Петербурга, являющийся по сути общественной организацией без образования юридического лица. В 1999 году было утверждено «Временное положение о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге на 1998 – 2000 годы». В составе этого документа утверждена Методика мониторинга Стратегического плана, а также  персональный состав основных организационных структур Стратегического плана Санкт-Петербурга (Генерального  Совета, Исполнительного комитета, Тематических комиссий, Экспертного совета, Проектного бюро). При регистрации всем участникам заседания был роздан Краткий отчет об итогах выполнения Стратегического плана Санкт-Петербурга (приводится в приложении).

 

Стратегический план выполнил свою основную задачу, обеспечив достаточно стабильное, поступательное развитие Санкт-Петербурга в конце 1990-х – начале 2000-х годов. В условиях, когда значительное влияние на развитие города оказывал фактор неопределенности, Стратегический план являлся важным согласующим и ориентирующим звеном. Он давал городскому сообществу четкое и ясное представление о целях, задачах и направлениях развития Санкт-Петербурга.

В период  значительного улучшения социально-экономического положения в стране и Санкт-Петербурге, потребовались новые подходы в совершенствовании и реализации стратегического территориального планирования. В этих целях был подготовлено и утверждено Положение об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.03.2004 № 402). Таким образом, в системе государственного управления совершен переход от договора общественного согласия к обязательствам города.

 

Далее с информационным сообщением выступил руководитель Департамента Федеральной государственной службы занятости по Санкт-Петербургу Д.С. Чернейко. Он ознакомил присутствующих с ходом работ по подготовке среднесрочной программы развития города. Отметил ее открытый и публичный характер. Призвал присутствующих подключаться  работе и направлять в рабочую группу по Программе свои предложения и замечания.

 

С содокладом по второму вопросу конференции выступил председатель Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.А.Васильев. Он отметил важность работы по формированию новой системы государственного планирования в Санкт-Петербурге. Улучшение основных макроэкономических показателей, стабильность и предсказуемость политической обстановки, рост уровня жизни населения создают благоприятные условия для фиксации пределов ответственности органов власти перед населением. Данная деятельность в Санкт-Петербурге перекликается с административной реформой, проводимой на федеральном уровне управления. В рамках этой работы формируются новые, более эффективные отношения между всеми сторонами развития города: населением, органами власти, бизнесом и общественными структурами (некоммерческим сектором).

 

С содокладом, посвященным значению созданной в процессе разработки Стратегического плана Санкт-Петербурга методологии территориального стратегического планирования, выступил директор Института проблем региональной экономики РАН О.П. Литовка. В своем выступлении он отметил огромную научную важность создания нового методического подхода к разработке и реализации территориальных планов социально-экономического развития. Опыт МЦСЭИ «Леонтьевский центр» в деле стратегического планирования в Санкт-Петербурге был с успехом распространен на многие российские города и регионы (Казань, Екатеринбург, Сургут и другие). Это подтверждает ведущую роль петербургской научной школы территориального экономического развития. Многие идеи и теоретические наработки, выработанные в ходе фундаментальных научных исследований, были адаптированы в прикладных разработках и с успехом применены на практике.

 

Ведущий конференции первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли А.С.Иванников пригласил и призвал присутствующих в зале принять участие в общественных и профессиональных обсуждениях проекта государственной политики Санкт-Петербурга в 19-ти важнейших отраслях и сферах развития города.

 

После этого Конференция была объявлена закрытой.