НОВОСТИ

АРХИВ

 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В феврале-марте 1999 г. прошла серия пресс-конференций, посвященных итогам реализации Стратегического плана в 1998 г.

На пресс-конференциях координаторы-консультанты тематических комиссий, сопредседатели - члены исполнительного комитета рассказали о ходе реализации Стратегического плана, проблемах и дальнейших планах работы. Участники отметили, что, несмотря на экономический и финансовый кризис, реализация мер, намеченных Стратегическим планом, идет довольно успешно.


ПРЕСС-РЕЛИЗ

Культура

Одна из главных целей Стратегического плана - продвижение города на мировой рынок культурных и туристических услуг, укрепление статуса Санкт-Петербурга как мирового центра культуры и искусства. Тематической комиссией "Культура" был создан целый ряд проектов, призванных содействовать достижению поставленных задач. В реализации проектов принимают участие крупнейшие петербургские организации культуры, науки, образования и бизнеса.

Основное направление деятельности тематической комиссии - подготовка 300-летия Санкт-Петербурга, которое рассматривается как импульс для развития культуры, туризма и города в целом. Как показывают результаты аналитических исследований, проведенных комиссией, большинство из предусмотренных проектов осуществляется планомерно и успешно. В рамках создания системы глобального информирования о событиях культурной жизни города созданы и поддерживаются Интернет-серверы "Путеводитель по

Санкт-Петербургу", "Весь туристский Санкт-Петербург", "Справочник по Санкт-Петербургу для иностранных туристов", раздел "Культура" официального сервера Администрации

Санкт-Петербурга; разработана концепция открытого конкурса на проект официальной эмблемы предстоящего юбилея города.

Согласно указу Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина "О 300-летии основания г. Санкт-Петербурга" от 31 августа 1998 г. и распоряжению губернатора

Санкт-Петербурга В. А. Яковлева от 5 января 1999 г., образован Юбилейный комитет по подготовке к празднованию 300-летия со дня основания Санкт-Петербурга. В юбилейный комитет входят представители Администрации города, организаций культуры, искусства, науки, промышленных и деловых кругов. Среди задач комитета - подготовка предложений для Правительства Российской Федерации, формирование комплекса общегородских юбилейных мероприятий, создание условий для их осуществления и привлечение внимания российской и международной общественности к 300-летию Санкт-Петербурга. Основные направления деятельности Юбилейного комитета были определены в соответствии с приоритетами городского развития, сформулированными в Стратегическом плане.

3 февраля состоялась презентация городского сервера "Санкт-Петербург:

1703 - 2003" в глобальной сети Интернет. На торжественной церемонии присутствовали губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев, члены Юбилейного комитета и Международного некоммерческого партнерства "300 лет Санкт-Петербургу", главные редакторы ведущих информационных изданий Петербурга, участники Международной конференции "Интернет. Общество. Личность", организованной Институтом "Открытое общество". Как предусмотрено в Стратегическом плане, Интернет-сервер предназначен для обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам по 300-летию города. На сервере размещены официальные документы (указы, распоряжения, постановления о проведении юбилейных мероприятий), перечень городских событий, посвященных юбилею, анонсы фестивалей, выставок, конференций и другие сведения.

В 1998 г. началось осуществление Международной образовательной программы по менеджменту в культуре, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. Это российско-финская программа, реализуемая Санкт-Петербургом в сотрудничестве с г. Хельсинки. Она призвана содействовать увеличению возможностей петербургских учреждений культуры и искусства в организации различных направлений международной деятельности, подготовке и реализации проектов, нацеленных на привлечение туристов и экспортирование культурных продуктов. Координатором программы с финской стороны выступает Академия Сибелиуса, с петербургской стороны - Институт Культурных Программ. Финансирование обеспечивается из фондов программы Тасис под эгидой Европейского Союза и программы Фарэ/Тасис "Международное сотрудничество".

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ

Реализация Стратегического плана Санкт-Петербурга по разделу мер 2.4. не только позволила в необходимой на данном этапе степени формировать политику и конкретные действия Администрации города по сохранению и развитию научно-образовательной сферы, но и обеспечить решение ряда задач, позволивших начать разработку и осуществление конкретных направлений реформирования научно-технической сферы и системы высшего и среднего профессионального образования, создать необходимые организационные структуры, адекватные решаемым задачам.

По направлению разработки и принятия комплекса городских законодательных актов осуществлялась подготовка проекта закона "О науке", закона "О профессиональном образовании в Санкт-Петербурге", закона "Об инновационной деятельности". С целью формирования региональной нормативно-правовой базы образовательной системы города, разработки концепции управления и реформирования образовательного комплекса Комитетом по науке и высшей школе образована рабочая группа, в задачи которой входит подготовка в 1999 году образовательного кодекса Санкт-Петербурга.

Для эффективного использования научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга в интересах научно-технического и социально-экономического развития города в сентябре 1998 года распоряжением губернатора Санкт-Петербурга № 964-р создан Научно-технический совет при губернаторе Санкт-Петербурга, который подготовил план деятельности на 1999 год и приступил к работе.

Для объединения и координации усилий органов Администрации Санкт-Петербурга, научных сообществ и организаций при губернаторе Санкт-Петербурга дополнительно образована комиссия по реформированию научно-технической сферы.

Под руководством Комитета по науке и высшей школе на базе ВУЗов Санкт-Петербурга при поддержке Министерства региональной политики создан Научно-учебный центр подготовки служащих органов местного самоуправления, в котором ведется разработка компьютерной программы их дистанционного обучения.

При Комитете учрежден Координационный центр международных научно-технических и образовательных программ. В его функции входит содействие включению научных и образовательных учреждений города в выполнение международных программ и проектов, их оптимальное размещение по критериям профильности исследований и потенциальных возможностей коллективов.

Подготовлен проект соглашения с Министерством науки и технологий. Санкт-Петербургским научным центром РАН разработан очередной проект трехгодичной программы "Научно-технический потенциал Санкт-Петербурга" на 1999-2001 годы, которая включает девять разделов и более 50 перспективных научных проектов. В 1998 году продолжена реализация программы научных исследований и разработок ВУЗов, направленных на решение актуальных проблем города.

В целях содействия развитию системы дополнительного образования в городе, укрепления межрегиональных связей в деле подготовки специалистов Администрацией Санкт-Петербурга учреждена "Санкт-Петербургская межрегиональная ассоциация дополнительного образования" в виде некоммерческого партнерства.

В начале 1998 года Комитетом по науке и высшей школе был подготовлен и утвержден губернатором Санкт-Петербурга "План мероприятий по использованию научного, образовательного и лечебного потенциала НИИ и ВУЗов медицинского профиля в интересах Санкт-Петербурга". В соответствии с этим планом создан и начал свою работу в составе Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга Координационный совет медицинских НИИ, ВУЗов и промышленности. Наиболее важным результатом работы Координационного совета стала разработка научной концепции и создание в виде некоммерческого партнерства ряда медицинских НИИ и ВУЗов медицинского центра для оказания специализированной медицинской помощи жителям северо-западного региона России, научной разработки и распространения новых лечебных, оздоровительных и образовательных технологий.

В интересах формирования и развития системы общественного здоровья в стране по инициативе петербургских ученых и ходатайству Комитета по науке и высшей школе Министерство общего и профессионального образования и Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму учредили и создали в Санкт-Петербурге государственного образовательное учреждение Национальный институт здоровья. Институт приступил к разработке и реализации новых образовательных программ и научной разработке стратегии, направленной на повышение уровня здоровья населения. При участии и поддержке Комитета по науке и высшей школе стал ежегодным событием российский Фестиваль "Здоровый мир", в рамках которого проводится последовательная программа крупных научных и образовательных мероприятий в области общественного здоровья.

По направлению интеграции высшей школы и РАН в деятельности по поддержке научной молодежи Санкт-Петербурга Комитетом организована разработка комплексной Программы поддержки научного творчества молодежи Санкт-Петербурга на 1999-2000 гг.

Стипендии Санкт-Петербурга назначены 198 студентам, причем 7 стипендий выделено студентам - нашим соотечественникам из стран ближнего зарубежья, которые обучаются в ВУЗах города.

На базе Европейского университета (ЕУСПб) ведется работа по созданию Городского Аспирантского Центра. В состав центра

Под руководством Комитета по науке и высшей школе начата разработка проекта комплексной программы развития высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга.

В городе начата работа по формированию образовательных комплексов на основе вертикальной интеграции. В результате создания Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе научно-образовательного центра впервые в городе реализована сквозная система подготовки профессиональных научных кадров с помощью единого комплекса образовательных и научного учреждений: лицей - физико-техническая школа - ВУЗ - аспирантура - Физико-технический институт.

Активно идет создание инновационных структур. Разработана “Программа создания и обеспечения деятельности инновационно-технологических центров (ИТЦ) в Санкт-Петербурге в 1998-2000 гг.”. В КЭППИ зарегистрировано 19 бизнес-планов создания ИТЦ, а также предложения по инфраструктурной поддержке Программы в области информатизации, подготовки кадров, методик, консультаций. Всего по программе в 2000 году в Санкт-Петербурге предполагается иметь 13 ИТЦ, основанных на базе свободных площадей предприятий, вузов, научных учреждений и др. Кроме того, продолжается развитие трех уже созданных ИТЦ.

С целью развития консалтинга для малого предпринимательства и, прежде всего, управленческого и технологического, каждый из трех созданных ИТЦ получил гранты в размере 25 тысяч долларов от Фонда “Евразия” (совместно с Фондом содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере), что позволило наладить консультирование малых фирм научно-технической сферы Санкт-Петербурга.

Продолжается формирование системы взаимосвязанных по инновационному циклу финансовых институтов. На заседании 9 сентября 1998 года Административный Совет Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) принял решение о перемещении головного офиса РАВИ из Москвы в Санкт-Петербург.

Комитетом осуществлялась поддержка и проведение более 20 научных, научно-практических конференций, совещаний, симпозиумов международного и российского уровня. Осуществлялась реализация программы международных образовательных выставок, таких как “Карьера и образование”, “Мир обучения”, которые проведены в рамках договора с объединением РЕСТЭК.

В 1998 году Комитетом по науке и высшей школе была подготовлена и выполнялась программа, в соответствии с которой осуществлялось системное и многостороннее освещение в средствах массовой информации деятельности научно-образовательной сферы города и мероприятий, проводимых Администрацией Санкт-Петербурга, по ее сохранению и развитию.

ТУРИЗМ

В сложных экономических и политических условиях 1998 года Комитету по туризму и развитию курортов, как государственному органу, координирующему все многообразные формы туризма в городе, удалось организовать работу по утверждению приоритетов социально-ориентированной политики Администрации Санкт-Петербурга, его Правительства в области туризма.

24 декабря 1998 года был рассмотрен проект Программы развития туристско-гостиничного и курортного комплекса Санкт-Петербурга до 2003 года. Программа содержит наиболее актуальные предложения и задачи, а также конкретные мероприятия по их выполнению для создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего формирования туристской индустрии Санкт-Петербурга. В Программу вошли основные положения из раздела "Туризм" Стратегического плана.

Так, Программа предусматривает реализацию меры 2.3.4.1. "Создание городского туристско-информационного центра, создание комфортной информационной среды для гостей города". Приказом председателя Комитета был создан базовый центр при ГУП "Управление гостиниц". Планируется оснащение Центра техническими средствами, создание единой компьютерной базы данных, развертывание системы информационных бюро в узловых точках города.

В 1998 году усилия Комитета по выполнению меры 2.3.4.2. “Организация и проведение маркетинговой кампании по продвижению Санкт-Петербурга как центра познавательного, конгрессного, спортивного и других видов туризма” реализовались в ряде крупных событий, а также в публикациях в Санкт-Петербургской и российской прессе, подготовленных на основе материалов Комитета (свыше 20 публикаций), имеющих большое значение для развития туризма в регионе.

Среди них:

По вопросам сотрудничества в области международного туризма Комитет взаимодействовал с представителями различных зарубежных организаций и предприятий. Было организовано и проведено более 30 встреч и переговоров с представителями Италии, Швеции, ОАЭ, Германии, Болгарии, Кении, Финляндии, КНР, Кубы, Израиля и др.

Особое место в международных туристских связях Комитета по туризму занимает Финляндия - наш основной партнер по туристскому обмену.

В целях реализации долгосрочной программы представления города на мировом туристском рынке Комитет участвовал в организации и проведении в Санкт-Петербурге 3 крупных выставок, в которых приняли участие 830 туристских организаций из 48 стран.

Выставки посетили более 15000 жителей города.

Повышению престижа Петербурга как культурного и туристского центра способствовала организация единых стендов Санкт-Петербурга на крупнейших международных выставках ("Матка" в Хельсинки, ITB в Берлине, MITT в Москве, WTM в Лондоне).

В течение года Комитетом по туризму и развитию курортов проводилась работа, направленная на развитие конгрессного туризма в Санкт-Петербурге. Подготовлен проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга “О создании Межведомственного координационного Совета по конгрессному туризму при Правительстве Санкт-Петербурга”. Была продолжена работа в Европейской ассоциации конгресс-городов. Председатель Комитета принял участие в заседании Совета директоров Ассоциации, членом которого он является. В секретариат Ассоциации были направлены материалы о Санкт-Петербурге, которые войдут в очередной каталог Ассоциации на 1999-2000 гг.

В 1998 году при поддержке Комитета выпущены в свет и бесплатно распространяются среди туристов, гостей города и за рубежом следующие издания:

Используется специализированный туристский сервер “Весь туристский Санкт-Петербург” в сети Интернет.

Осуществляется сотрудничество в рекламе города с газетой “Neva News”.

По инициативе Комитета, начиная с номера июнь-июль 1998 года в журнале “Туризм и отдых”, открылась страница, посвященная Санкт-Петербургу.

В октябре вышел в свет информационно-правовой справочник “Ваше право” по теме “Туризм”. Этот тематический выпуск содержит правовые и нормативные акты в сфере туризма, а также информацию о государственных учреждениях и коммерческих организациях на рынке туристских услуг.

Издан массовым тиражом 17 выпуск научно-методического сборника материалов по внутреннему и международному туризму “Туристские фирмы”. Издание распространяется в России и зарубежных странах.

Совместно с РАТА и АО “Санкт-Петербург-Экспресс” выпущено информационно-справочное издание “Организации поддержки туристского бизнеса-98”.

В прошлом году Комитет по туризму и развитию курортов продолжил работу по развитию межрегиональных деловых связей и кооперации Санкт-Петербурга с другими субъектами Федерации, а также со странами СНГ (мера 2.3.4.3. “Создание системы межрегиональных деловых связей и кооперации Санкт-Петербурга с другими субъектами Федерации, нацеленной на увеличение турпотоков в Санкт-Петербург”).

В феврале на собрании акционеров ОАО “Международная туристская компания ”Содружество” была утверждена целевая программа “Развитие туристских связей между государствами-участниками СНГ”.

Были заключены Соглашения о сотрудничестве:

- между Комитетом по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга и Комитетом по делам молодежи и туризму Ленинградской области;

- между Комитетом и Управлением по туризму и курортам Администрации Вологодской области.

Аналогичное Соглашение было подготовлено с Комитетом по физической культуре, спорту и туризму республики Карелия.

В июне в г. Мурманске на заседании Координационного Совета Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада России принята и выполняется обширная межрегиональная программа сотрудничества в области туризма.

Подготовлены предложения для включения в Программу “Москва-Санкт-Петербург”, осуществляемую на основе Постановления Москвы и Санкт-Петербурга от 08.06.98 г.

В 1998 году Комитет при активном участии общественных организаций, таких как РАТА, Академия туризма, продолжил работу над формированием региональной нормативно-законодательной базы для развития отрасли в соответствии с мерой 2.3.4.4.

В области курортной деятельности (мера 2.3.8.1. “Формирование механизма функционирования и управления развитием курортного комплекса”) Комитет совместно с территориальным управлением Курортного района, Ассоциацией курортов Северо-Запада в 1998 году завершил формирование базы данных по разработанным единым формам учета (паспортам) санаторно-курортных учреждений Санкт-Петербурга. Готовится проект отраслевой программы сохранения и развития санаторно-курортного комплекса на побережье Финского залива, который войдет в состав Программы развития туристско-гостиничного и курортного комплекса Санкт-Петербурга на 1999-2003 гг.

За период 1998 года были проведены 3 научно-практические конференции (в санаториях “Белые ночи”, “Сестрорецкий курорт”, “Черная речка”).

Проводилась работа по утверждению границ округа горно-санитарной охраны курортного региона Санкт-Петербурга. В стадии согласования находится проект договора между Администрацией Курортного района и Московским институтом “Курортпроект” на выполнение указанных работ.

За прошедший год в здравницах Ассоциации лечилось и отдохнуло 70 тыс. человек, в т.ч. почти 12 тыс. детей.

Некоторые статистические данные о работе отрасли:

В настоящее время в Санкт-Петербурге туристской деятельностью занимаются около 700 фирм, в т.ч. в 1998 году получили лицензии на право осуществления международной туристской деятельности 297 турфирм.

За период 1998 года отделом лицензирования были проведены проверки соблюдения условий действия лицензий у 21 туристской фирмы. По результатам проверок решением лицензионной комиссии Комитета в 1998 году у 6 турфирм были аннулированы лицензии на право осуществления международной туристской деятельности, 2 2-х фирм действие лицензий было приостановлено.

В 1998 году были аккредитованы 7 туристских организаций в качестве официальных туристских агентов Администрации Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге имеется 142 объекта размещения туристов (включая курорты). Всего 38 179 мест, в т.ч. 59 отелей традиционно принимают туристов из России и зарубежных стран. Среднегодовая загрузка отелей составляет 50,5 % и колеблется в зависимости от сезона от 25 % до 100 %.

По данным “Курортного агентства”, объединяющего в своем составе 39 здравниц, произошло увеличение количества мест категории “люкс” с 480 в 1997 году до 568 в 1998 году, заполняемость коечного фонда уменьшилась с 77,5 % в 1997 году до 61,4 % в 1998 году.

Всего в отрасли занято около 115 тыс. человек.

В течение 1998 года в Санкт-Петербурге побывало свыше 1,75 млн. иностранных граждан, прибывших через Северо-Западный участок границы РФ.

Санкт-Петербург посетили свыше 100 тыс. безвизовых круизных туристов.

К сожалению, получить достоверные данные о количестве прибытий в Санкт-Петербург иностранных граждан через другие участки границы РФ не представляется возможным.

В Санкт-Петербурге побывало более 500 тыс. туристов из России и стран СНГ.

370 музеев Санкт-Петербурга в 1998 году посетило около 6 млн. человек.

Только по туристским путевкам из Санкт-Петербурга за рубеж выехало свыше 477 тыс. человек.

ОВИР Санкт-Петербурга выдал за год 450 тыс. новых загранпаспортов. Всего 1,2 млн. горожан имеют загранпаспорта.

В 1998 году в бюджет перечислено около 600 тысяч рублей лицензионных сборов на право осуществления международной туристской деятельности.

Общий доход, полученный городом от туризма исчисляется около 775 млн. у.е.

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения

В целях создания эффективной системы управления жилищным фондом в Санкт-Петербурге осуществлено разделение функций заказчика и подрядчика в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, активно начат процесс формирования конкурентной среды в данной сфере. Об этом свидетельствуют результаты проведенных в городе конкурсов по отбору подрядчика для выполнения работ по содержанию и ремтонту жилищного фонда. Так, в конкурсах приняли участие более 200 предприятий, из них 66 - чистные. Между тем, в настоящее время доля рынка обслуживания жилья, занимаемая негосударственными предприятиями, пока невелика и составляет 3 %.

В Санкт-Петербурге практически завершено создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей нормальное функционирование Товариществ собственников жилья и кондоминиумов. На начало текущего года в городе зарегистрировано более 100 ТСЖ и около 40 кондоминиумов.

Создана достаточно эффективная система компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг и в настоящее время все нуждающиеся получают компенсации.

В целом можно отметить, что процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства осуществляется достаточно активно, однако ощутимых для населения положительных изменений мало и поставленная цель улучшения качества жилищно-коммунального обслуживания населения пока еще не достигнута.

К числу проблем, сдерживающих темпы продвижения к поставленной цели, можно отнести следующие:

неразвитость конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного фонда, обусловленная низкой рентабельностью и по-прежнему невысокой привлекательностью этой сферы деятельности для частного предпринимательства, усугубившаяся с наступлением общего кризиса в экономике;

отсутствие мер по внедрению конкуренции в сферу управления государственным жилищным фондом, потенциально рентабельную и привлекательную для частного бизнеса;

существующая задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг наносит серьезный ущерб финансовому состоянию жилищно-эксплуатационных предприятий, но реальные возможности по взысканию платежей ограничены, так как вопрос о формировании жилищного фонда под выселение неплательщиков не решен;

до настоящего времени не утвержден подготовленный в 1998 году проект Методики упорядочения оплаты жилья и коммунальных услуг, направленной на совершенствование тарифной системы в сфере обслуживания жилищного фонда;

на сегодняшний день предоставление льгот и компенсаций по оплате жилья приносит большие убытки жилищно-коммунальному хозяйству, так как финансирование льгот из бюджета осуществляется далеко не в полном объеме;

пассивность населения и организаций ТСЖ, обусловленная недостаточной просвещенностью граждан в вопросах самоуправления, недооценка преимуществ организованных действий по защите своих интересов в жилищной сфере.

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Транспорт России является стрежневой основой ее экономики, обеспечивая не только транспортное обслуживание всех звеньев хозяйства страны и внешнеэкономические связи, но и оказывая существенное влияние на себестоимость производимой продукции. В состав транспортной системы России входит более 160 тысяч предприятий, с общей численностью занятых около 5 млн. человек и стоимостью основных фондов более 160 млрд. долларов, более 1400 тысяч км. путей сообщения, около 12 млн. транспортных средств. Ежегодно российским транспортом перевозится около 700 млн. т. грузов и свыше 135 млн. пассажиров. Полная стоимость основных фондов транспортного комплекса России в ценах 1991 года составляет 195 млрд. Рублей, однако 50% этих фондов изношены и требуют замены.

Приходится констатировать, что показатели перевозочных процессов в нашей стране значительно отстают от мирового уровня. В частности, объем перевозок в два раза меньше, чем в США, при том, что транспортные издержке составляют 11,5% от национального дохода, а в США - менее 7%. Потери времени потребителей транспортных услуг в России в 5 раз выше, чем в развитых странах мира. Тогда как потребность в транспортных услугах удовлетворяется только на 70%, а простои достигают 40% общего времени транспортного обслуживания.

Данные проблемы не обошли стороной и Санкт-Петербургский транспортный узел.

Географическое положение Санкт-Петербурга способствует развитию его как крупнейшего транспортного узла Северо-Запада России. В настоящее время роль нашего города как приграничного внешнеторгового центра - Европейских ворот России пока явно недостаточна. Несмотря на это Санкт-Петербург с прилегающими территориями в настоящее время играет значительную роль во внешнеэкономических связях Российской Федерации. В настоящее время через него проходит порядка 32% импортных и 25% экспортных российских перевозок. В большом порте Санкт-Петербург 21 стивидорная компания обработала в 1998 году прошло 22 млн. тонн грузов, причем его грузооборот продолжает стабильно расти. Из них 47% приходится на ОАО “Морской порт Санкт-Петербурга”. Несмотря на события 17 августа, грузооборот большого порта увеличился на 5% по сравнению с 1997 годом. В настоящее время ведутся переговоры с Мировым банком реконструкции и развития об открытии кредитной линии для модернизации мощностей ОАО “Морской порт Санкт-Петербурга” с целью повышения его конкурентоспособности. Судооборот нашего порта в прошлом году впервые превысил 16 тысяч судов. Петербург стал третьим по посещаемости морскими путешественниками портом на европейском круизном рынке, пропустив вперед лишь Стокгольм и Копенгаген. Это позволило, естественно пока по неполным данным, увеличить отчисления в бюджет города на 200 тысяч рублей. Не следует забывать, что наши соседи - государства Балтии зарабатывают на транспортных операциях и транзите до 30% поступлений своих бюджетов.

В перспективе мы наметили достаточно четкие рубежи - довести к 2010 году объем переработки экспортно-импортных грузов в границах Большого порта, а это вся дельта реки Невы и собственно Невская губа, до 60-ти млн. тонн. О возможности реализации этих планов свидетельствуют результаты зонирования побережья Невской губы, выполненного по заданию Администрации Совета портов города нашими градостроителями в 1995-1996 годах. Так, территория водного транспорта составляющая сегодня 2,23 кв. км. (1,5%) может быть увеличена в 5 раз, то есть до 7,42%, а причальный фронт различного назначения, имеющий в настоящее время протяженность 33,96 км. (12,2%), - в 3 раза и составить 31,5%.

Через Санкт-Петербург проходит один из трех транспортных коридоров, соединяющих Россию с Европой - 9-ый транспортный коридор. В результате предпринятых усилий он был дополнен “хордами” к Черному и Каспийскому морям для выхода на, так называемый, Великий Шелковый путь (в новой номинации - ТРАНСКЕКА - Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия), Великим водным путем по Волго-Балту, Волге и Волго-Донскому каналу, Транссибирской железнодорожной магистралью, Серным Морским Путем и проектом “Балтийский мост”. В настоящее время только по участку коридора № 9 в регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработано 41 инвестиционное предложение.

В настоящее время стоит задача - выработать единые правила следования и оформления грузов с тем, чтобы максимально сократить время на пересечение государственных границ и перегрузку с одного вида транспорта на другой, а также обеспечить уровень сервиса сопоставимый с европейским. Роль государственных органов власти и местных администраций в реализации этих задач ограничивается только обеспечением безопасности движения, установлением нормативных требований, экономических регламентов и правовых норм, причем их вмешательство не должно препятствовать справедливой конкуренции.

В рамках реализации этой задачи при участии Ассоциации экспедиторов нашего города, Ассоциации пользователей электронной информацией создан Транспортный логистический центр. По оценке начальника Северо-Западного таможенного управления Владимра Шамахова, при содействии данного центра можно более чем в 2 раза сократить прохождение грузов через пункты приграничного перехода. Это - одна из целой серии работ в области макрологистики, которые реализованы в Санкт-Петербурге по программе “ТЕДИМ”, инициатором которой много лет назад выступило Министерство транспорта и связи Финляндии, а полнопарвными портнерами стали соответствующие министерства Германии и России. 20 сенятября 1996 года Комитетом экономики, промышленной политики и инвестиций Администрации Санкт-Петербурга, подписан совместный протокол с северо-западной финансово-транспортной компании “Транском-Интер” и фирмой “Фиге-Логистик” со стороны Германии о создании Санкт-Петербургского логистического центра мультемодальных перевозок. Он будет расположен на площадке грузовой станции “Шушары” Октябрьской железной дороги. Особенностью указанного проекта является попытка реализовать в России принципы микрологистики, то есть взять в поле зрения все процессы: от изготовления продукта до его транспортировки до потребителя.

ЗАО “Балтийские транспортные системы”, весьма успешно работающие над воссозданием паромных линий на Санкт-Петербург, создала автоматизированную система транспортной логистики “ВТсоm”. Система позволяет легко и быстро передать данные через ИНТЕРНЕТ всем участникам транспортного процесса: агентам, экспедиторам, складам, терминалам, финансовым и таможенным службам. Ее достоинства высоко оценили наши финские и немецкие партнеры. В настоящее время система установлена в портах Киль и Любек с целью информационной поддержки работы линии TransRussiaExpress.

На днях в Комитет экономики, промышленной политики и инвестиций передана для предварительного ознакомления отчет по подпроекту №3 “Формирование стратегии развития транспорта”, являющегося составной частью проекта “Развития транспорта в Северо-Западном регионе России”. Он выполняется по программен ТАСИСА консорциумом, в состав которого входят компании “RAMBOLL” (Дания), “DHV-Consultants” (Нидерланды) и “SPEA” (Италия).

Существенное внимание уделено транспортной политике городских властей в Стратегическом плане Санкт-Петербурга, одним из основных направлений которого (второго по значению) является “Усиление внешнеторговых и транспортных функций”.