ТЕКСТ "СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА"
Обращение губернатора
Декларация Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга
Текст Cтратегического плана принятый 1 декабря 1997 года (ОГЛАВЛЕНИЕ)
Главная цель и основные направления Стратегического плана
Ориентиры Стратегического плана

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Второе стратегическое направление.

ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Особое положение Санкт-Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города. Поэтому кроме мер первого направления, способствующих в равной степени развитию всех видов хозяйственной деятельности, Стратегический план предусматривает особое внимание к нескольким ключевым кластерам (группам) производств, имеющим в Санкт-Петербурге наилучшие возможности для развития. Полная реализация этих возможностей обеспечит прорыв передовых секторов экономики города в постиндустриальную экономику ведущих европейских стран. Одновременно город станет связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками, плацдармом для выхода на них внутренних регионов России.

Глобализация экономики, вызвавшая обострение международной конкуренции, привела к тому, что стабильное развитие возможно, только если хозяйство города конкурентоспособно по мировым стандартам. Это залог успеха и на внешнем, и на внутреннем рынках. Городу нужна четко выраженная международная специализация, позволяющая экспортировать товары и услуги, производить импортозамещающие продукты. Санкт-Петербург, ориентированный на открытую экономику, имеет несколько групп отраслей, определяющих его функции в российском и международном разделении труда. Их развитие стало одним из направлений Стратегического плана.

К числу ключевых в данном периоде отнесены: а) отрасли, обеспечивающие транспортно-торговые функции (порт, аэропорт, железная дорога, речной транспорт, автотранспорт, склады, обработка грузов, таможня, ремонт, оптовая торговля); б) некоторые промышленные отрасли; в) отрасли, обеспечивающие реализацию культурно-туристского потенциала города (культура, гостиничное хозяйство, сфера обслуживания); г) комплекс науки, образования и инновационной деятельности; д) телекоммуникационно-информационный комплекс.

Через порты Балтики проходит огромный поток внешнеторговых грузов из России в Западную Европу, США, Канаду, Южную Америку. Здесь же обрабатываются транзитные грузы из Японии и Юго-Восточной Азии. Сегодня большая часть этого потока идет через порты стран Балтии и Финляндии (например, 74% российского контейнерного грузопотока). Стратегическая цель - усиление внешнеторговых и транспортных функций, переключение в Санкт-Петербург потока российских грузов и развитие внешнеторговых, промышленных и транспортных функций обслуживания этого потока. Эта цель может быть достигнута только в острой конкуренции с другими транспортными узлами региона. Причем задача не только в том, чтобы увеличить объемы собственно транспортной работы. Гораздо больший эффект в смысле роста доходов и занятости может дать обслуживание потока. Например, организация бондовых и консигнационных складов предпродажного хранения массовых экспортных грузов позволила бы перевести в Санкт-Петербург заключение внешнеторговых сделок, получать стабильный доход от хранения, подработки и отгрузки, а также от обслуживания этих сделок банками и страховыми компаниями.

Успешной конкуренции мешает несовершенство налогового, таможенного законодательства, неразвитость инфраструктуры, а также низкое качество обслуживания и хранения грузов, длинные сроки документооборота и процедуры досмотра. Многие проблемы возникают на стыке различных видов транспорта. В городе недостаточно согласованно действуют более 15 органов управления транспортной деятельностью федерального и городского уровней.

Для усиления внешнеторговых и транспортных функций Стратегический план предлагает добиться принятия на федеральном уровне ряда решений, касающихся нормативно-правовой базы транспортной деятельности, налогообложения порта, стивидорных компаний и услуг морских перевозчиков, снижения таможенных пошлин и ускорения оформления документов, расширения самостоятельности морских администраций. Создание координационного Совета транспортного узла и системы логистических центров (логистической зоны) облегчит решение межотраслевых проблем. Наведение порядка с хранением и сроками отправки грузов, внедрение современных технологий движения товарно-транспортных документов и упрощение системы оформления грузов увеличит привлекательность морского порта. Осуществление только организационных мер позволит значительно увеличить грузооборот морского, речного портов, аэропорта.

Более капиталоемкий характер имеют предлагаемые в плане проекты реконструкции портовой территории и создания новых портовых районов в Санкт-Петербурге, расширения пропускных возможностей дорожной сети на подъездах к порту и другим узлам обработки грузов, реконструкции речного порта и железнодорожного узла, строительство и расширение карго-центра в аэропорту "Пулково".

Реализация мер данного блока будет способствовать увеличению грузооборота порта до 80% его проектной пропускной способности (с 16 до 35 млн т в год), в том числе по перевалке контейнеров - с 80 до 270 тысяч единиц, увеличению мультимодальных контейнерных перевозок внешнеторговых грузов с использованием железной дороги на 200-250 тысяч тонн в год, увеличению доли российских перевозчиков грузов автотранспортом.

В рамках стратегии укрепления конкурентоспособных промышленных производств вычленяются три звена: содействие расширению спроса на продукцию городских предприятий, содействие развитию внутрирегиональной кооперации как средства снижения затрат, повышение технического и технологического уровня производства.

Многие промышленные предприятия Санкт-Петербурга ориентированы на выполнение государственных заказов, поэтому представление их интересов на федеральном уровне должно стать одной из стратегических мер. При этом речь не идет о грубом лоббировании конкретных заводов. Уже введение и соблюдение честных конкурентных правил распределения государственного заказа позволит питерским предприятиям доказать свои преимущества. То же относится и к размещению городского заказа и городских закупок.

Совместные действия города и предприятий необходимы в целях завоевания петербургской промышленностью новых региональных и экспортных рынков. Для этого продолжится заключение межрегиональных соглашений, будут расширяться выставочная активность, создание бизнес-центров и торговых домов. Намечается организация представительств петербургского бизнеса в зарубежных городах, проведение торговых миссий, создание сервисных центров по обслуживанию изделий петербургских предприятий в других городах и странах. Целесообразна разработка и реализация Программы поддержки экспорта.

В судостроительной промышленности, традиционно сильной в Санкт-Петербурге, назрела потребность в коренной модернизации. Ее осуществление путем создания новой компакт-верфи с освобождением ценных центральных территорий для развития города представляет собой привлекательный со многих точек зрения масштабный проект, но требующий очень серьезного обоснования.

В последние годы доказали свою эффективность финансово-промышленные группы. Поддержка их создания в Санкт-Петербурге поможет подъему промышленности.

Таблица 4. Перечень целей и задач второго стратегического направления
ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Цель 2.1. Усиление внешнеторговых и транспортных функций

Задача 2.1.1. Добиться принятия законодательно-нормативных документов федерального уровня, обеспечивающих конкурентоспособность транспортного узла Санкт-Петербурга

Задача 2.1.2. Усилить координацию транспортной деятельности на территории Санкт-Петербурга

Задача 2.1.3. Повысить конкурентоспособность внешнеэкономического комплекса, ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” и других стивидорных компаний Санкт-Петербурга

Задача 2.1.4. Реконструировать и модернизировать инфраструктуру транспортного узла

Цель 2.2. Укрепление конкурентоспособных промышленных производств

Задача 2.2.1. Расширить внутренний и внешний рынки промышленных предприятий города

Задача 2.2.2. Поддержать региональную кооперацию и интеграцию промышленного производства (в том числе в рамках ФПГ)

Задача 2.2.3. Повысить уровень менеджмента, технический и технологический уровень производства на промышленных предприятиях

Цель 2.3. Продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг

Задача 2.3.1. Использовать 300-летие города для ускорения развития культуры, туризма и города в целом

Задача 2.3.2. Усилить значимость Санкт-Петербурга как культурной столицы, места проведения общественных акций мирового значения

Задача 2.3.3. Содействовать привлечению грантов, благотворительных взносов на поддержку и развитие учреждений культуры Санкт-Петербурга

Задача 2.3.4. Ускорить продвижение Санкт-Петербурга на российский и мировой рынки культурных и туристских услуг

Задача 2.3.5. Усилить значимость Санкт-Петербурга как мирового спортивного центра

Задача 2.3.6. Создать современную и эффективно работающую гостиничную инфраструктуру, соответствующую международным стандартам

Задача 2.3.7. Формировать и поддерживать в СМИ постоянный интерес к Санкт-Петербургу как уникальному центру международного туризма

Задача 2.3.8. Модернизировать курортный комплекс

Цель 2.4. Развитие науки, образования и инновационной деятельности

Задача 2.4.1. Создать благоприятную административно-правовую среду для развития научной, инновационной и образовательной деятельности

Задача 2.4.2. Сформировать в городе систему взаимосвязанных инновационных центров, технологических парков, финансовых институтов и инвестиционных структур

Задача 2.4.3. Ориентировать научно-технический и образовательный потенциал города на удовлетворение потребностей рынка и повышение качества жизни населения

Задача 2.4.4. Включить учреждения профессионального образования Санкт-Петербурга в российскую и мировую образовательную систему

Задача 2.4.5. Укрепить специализацию города как международного центра сертификации и управления качеством

Задача 2.4.6. Поддержать имидж Санкт-Петербурга как крупного инновационного, научного, образовательного центра

Цель 2.5. Интеграция в мировое информационное пространство

Задача 2.5.1. Создать современную информационную инфраструктуру

Задача 2.5.2. Сформировать информационную культуру у населения

Задача 2.5.3. Облегчить доступ к городским информационным ресурсам

Перспективными представляются и другие формы кооперирования и углубления внутригородских хозяйственных связей между предприятиями, финансовыми структурами, административными органами.

Причиной низкой конкурентоспособности многих промышленных предприятий остаются слабый менеджмент и технологическая отсталость. Поэтому необходимо содействие обновлению управленческих кадров на промышленных предприятиях, продажа государственных пакетов акций с целью обеспечения прихода на предприятие стратегического инвестора и квалифицированных менеджеров. Планом предусматривается поддержка программ по переподготовке управленцев промышленных предприятий Санкт-Петербурга, в частности обучение методам обоснования инвестиционных проектов.

Совокупность предложенных мер поможет интеграции ведущих отраслей промышленности города в мировую экономику как в смысле соответствия мировым стандартам, так и в смысле непосредственного участия в международном и внутрироссийском торговом обмене.

Образно говоря, практически вне конкуренции стоит получившая мировое признание петербургская культура. Именно богатый культурный потенциал Санкт-Петербурга может сыграть уникальную роль в возрождении и процветании города, став не только самостоятельным продуктом, но и катализатором развития деловой активности во всех отраслях, прежде всего - в отраслях, связанных с обслуживанием туристов.

Наличие огромного культурно-исторического потенциала делает перспективным продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг. Мешают этому отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма, а также отсутствие финансирования активных рекламных маркетинговых кампаний. Основной проблемой в этой сфере является увеличение продаж туристского продукта, превращение культурных событий в культурно-туристский продукт, создание устойчивого образа уникальности Санкт-Петербурга и повышение его привлекательности для туристов. Как мощные инструменты маркетинга города рассматриваются в плане проекты празднования 300-летия Санкт-Петербурга и объявления города культурной столицей (в рамках создаваемой по образцу ЕС программы "Культурные столицы России").

При наличии объектов уникальной привлекательности тормозом туризма становится отсутствие общих условий - комфортной и безопасной среды, разнообразия гостиниц, системы информации. Улучшить общие условия пребывания - первая задача в этой сфере. Вторая задача состоит в поддержке организаций, работающих в сфере туризма и культуры, создания для них благоприятного нормативно-правового поля, снятие излишних барьеров при сохранении контроля качества. Третья задача - нацеленный на перспективные секторы рынка маркетинг города в целом и отдельных туристских продуктов.

На решение названных задач направлены меры, включенные в план: создание информационных центров для туристов, развитие гостиничной сети, маркетинг Санкт-Петербурга, подготовка менеджеров, поддержка преобразований в курортном комплексе. Реализация этих мер будет усиливать позиции Санкт-Петербурга как мирового культурного и туристского центра.

Традиционно высокий уровень образования населения города и сложившиеся научные коллективы предопределяют перспективы таких видов деятельности, как наука, образование, инновации. Они рассматриваются совместно, во-первых, в силу сходства проблем, во-вторых, в силу важности кооперации для решения этих проблем. Именно взаимодействие, интеграция науки и высшей школы в нацеленности на инновационные проекты, на подготовку требующихся сегодня и завтра специалистов могут укрепить эту сферу, усилить ее позиции в России и мире. В рамках плана предложены подходы к решению проблем каждой из отраслей, позволяющие им повысить конкурентоспособность, а также намечены общие решения, направленные на улучшение инновационного климата в городе. Хороший инновационный климат означает: доступность системы подготовки и переподготовки кадров, наличие центров передовых технологий и оргструктур, облегчающих внедрение нововведений, налаженных взаимосвязей науки и производства.

На положение в сферах образования, науки и нововведений определяющее влияние оказывает политика финансирования и организации управления на федеральном уровне. Целеустремленное лоббирование федерального законодательства должно стать одним из важных направлений деятельности властей Санкт-Петербурга и общественных организаций. Необходимо расширить взаимодействие с федеральной исполнительной властью путем заключения договоров с различными министерствами и ведомствами.

Селективная поддержка отдельных направлений науки и образования обусловлена необходимостью структурной перестройки этого сектора. В условиях Санкт-Петербурга приоритетными направлениями представляются: сохранение и развитие научной информационной инфраструктуры города (включая уникальные научные коллекции, архивы, библиотеки); биолого-медицинские науки, медицинские приборы и технологии, ресурсо- и энергосберегающие, экологически замкнутые технологии; фундаментальные научные исследования в областях, имеющих в городе школы мирового уровня; научные исследования и подготовка кадров в области гуманитарных и социальных наук.

Особую важность имеют прикладные научные исследования в сферах, тесно связанных с наукоемкой промышленностью города, способные создать базу инновационного производственного потенциала и структурного преобразования экономики (судостроение, радиоэлектроника, телекоммуникации, энергомашиностроение).

Предлагается поддержать уже активно идущие процессы формирования системы инновационных центров, технологических парков, финансовых институтов и инвестиционных структур, ориентировать научно-технический и образовательный потенциал города на удовлетворение современных и перспективных потребностей рынка, включить образовательные учреждения Санкт-Петербурга в российскую и мировую образовательную систему. Заказы на образовательные услуги и исследования могут оплачиваться не только из федерального и местного бюджета, но и другими регионами и странами (например СНГ), а также предприятиями. Нужно полнее использовать возможности привлечения студентами различных фондов для получения грантов на оплату образования.

Как и в прочих сферах, план акцентирует внимание на значении маркетинговых мероприятий, выдвигая задачу поддержать имидж Санкт-Петербурга как крупного инновационного, научного, образовательного центра.

Одной из самых динамичных в мировой экономике стала отрасль связи и телекоммуникаций. Быстро развивается она и в Санкт-Петербурге, создавая основу для интеграции в мировое информационное пространство. Санкт-Петербург имеет все необходимые предпосылки к созданию современной информационной сферы, способной удовлетворить информационные потребности населения, обеспечить международные деловые и научные контакты, а также повысить инвестиционную привлекательность города. Вторая стадия информатизации, в которую вступает Санкт-Петербург, характеризуется созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью общегородской телекоммуникационной сети.

Соответственно, в план включены меры, направленные на создание современной информационной инфраструктуры, формирование информационной культуры населения, облегчение доступа к городским информационным ресурсам.

Предполагается создание городской цифровой сети интегрального обслуживания, обеспечивающей высококачественную внутригородскую междугородную и международную телефонную связь и передачу данных, услуги электронной почты, радиомобильную связь, персональный радиовызов, охранную и пожарную сигнализацию, многоканальное телевидение, доступ в региональные, федеральные и мировые информационные сети, мультимедиа услуги.

Исходя из понимания важности информационной культуры населения, которая закладывается в процессе образования, в план включен проект формирования информационного пространства непрерывного образования, предполагающий использование и обучение современным информационным технологиям во всех звеньях образовательной системы Санкт-Петербурга, включая библиотеки.

Доступности информации для населения будет содействовать создание городской информационно-справочной системы на базе "электронных киосков".

Создание системы государственных отраслевых и территориальных кадастров, регистров и баз данных обеспечит формирование единой системы городских информационных ресурсов с общей картографической и лингвистической основой, коммуникационной средой, системой защиты и режимом, обеспечивающим максимальную доступность информации при сохранении безопасности органов власти и управления, личной тайны граждан, прав граждан на информацию и баланса интересов личности, общества и государства.

Реализация намеченного позволит увеличить информационные ресурсы города, обеспечить к ним доступ, интегрировать город в мировое информационное пространство. Информационная интеграция является необходимым условием, решающим образом облегчающим интеграцию в мировую экономику всех остальных рассмотренных групп отраслей.