ТЕКСТ "СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА"
Обращение губернатора
Декларация Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга
Текст Cтратегического плана принятый 1 декабря 1997 года (ОГЛАВЛЕНИЕ)
Главная цель и основные направления Стратегического плана
Ориентиры Стратегического плана

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Третье стратегическое направление.

УЛУЧШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Конкурентные возможности Санкт-Петербурга обеспечиваются и через улучшение городской среды, как техногенной искусственной среды, так и природной. При этом важно не распылять, а концентрировать инвестиции в зонах активной градостроительной реконструкции и направлять их в первую очередь на развитие инфраструктуры, давая тем самым рыночный импульс для преобразований городской среды в целом.

В рамках данного направления выделяется пять целей. Первая из них - возрождение исторического центра Санкт-Петербурга, , который сам по себе составляет одно из естественных преимуществ города в конкуренции с другими регионами. Исторический центр является всемирно известным архитектурным шедевром, формирующим представление о городе и привлекающим сюда миллионы туристов. Здесь сосредоточена основная масса музеев, театров, достопримечательностей и объектов туристской инфраструктуры. Однако функцией туризма значение центра города далеко не исчерпывается. Будучи культурным центром мирового значения, он не только содержит в себе бесценные коллекции культурных ценностей и произведений искусства, но и является мастерской живого современного искусства, местом, где созданы и создаются многие выдающиеся произведения. В центре города сосредоточены также учреждения высшего образования, научно-исследовательские институты, местные и федеральные органы власти, консульства, финансовые учреждения, дирекции и представительства компаний и фирм. В силу всех этих функций именно в центре города концентрируется розничная торговля, предприятия общественного питания и сферы услуг. Для горожан и гостей города центр - это место проведения досуга, совершения покупок, посещения кафе и ресторанов, театров и выставок, встреч с друзьями и знакомыми.

Кроме того, в центре проживает около одного миллиона человек и около миллиона приезжают сюда каждый день на работу.

Поэтому от состояния среды центра во многом зависит судьба всего города.

Основные проблемы центра города таковы:

- Изношенность зданий. Необходимо создать процедуры, делающие их реконструкцию коммерчески оправданной (включая дома - памятники федерального и местного значения).

- Рост имущественного неравенства жителей центра города, более резкий, чем в целом по городу. Необходимо продолжить процесс расселения коммунальных квартир и в то же время обеспечить варианты реконструкции, при которых значительная часть жильцов остаются в доме после завершения ремонта (центр не должен быть только для богатых).

- Высокий уровень загрязнения окружающей среды. Необходимо создать условия для вытеснения из центра экологически вредных промышленных предприятий, снизить уровень загрязнения воздуха автотранспортом.

- Транспортная проблема (транспортные пробки, нехватка мест для парковок, перегруженность общественного транспорта). Необходимо в центре города отдать приоритет общественному транспорту, разгрузить центр от транзитных потоков за счет внутренних кольцевых магистралей, усовершенствовать систему регулирования движения, реализовать программу строительства подземных и многоэтажных автостоянок.

- Слабое благоустройство. Необходимо создание пешеходных зон, новых озелененных пространств, использование междомовых территорий внутри кварталов для формирования дружественной человеку среды, привлекающей малый бизнес в сфере услуг, торговли и общественного питания, создание зон отдыха, прогулок и развлечений для горожан, уменьшение за счет этого доли заброшенных территорий с повышенным уровнем криминализации.

- Изношенность инфраструктуры. Высокая степень изношенности инфраструктуры городского центра препятствует реализации проектов реконструкции зданий, финансируемых частными инвесторами. Необходимо найти формы партнерства, позволяющие осуществить проекты комплексной реконструкции с привлечением федеральных средств, кредитов Мирового банка и средств частных застройщиков.

Для решения обозначенных проблем предполагается на основе Стратегического плана и федеральной программы "Центр" разработать программу привлечения кредитных средств Мирового банка для использования, в первую очередь, в целях обновления инфраструктуры и создать необходимые стимулы для частных инвестиций в реконструкцию исторической застройки центра. Важно правильно определить, где именно и какие градостроительные преобразования могут дать максимальный эффект для повышения привлекательности центра и усиления в нем деловой и туристической активности. Поэтому необходимо разработать стратегию реконструкции центра города и программы действий в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Формирование зон активной градостроительной реконструкции актуально не только в центре, но и по всей территории города, где имеется большое число неиспользуемых или нерационально используемых земель. Длительный период бесплатного землепользования привел к искажению всех пропорций по видам землепользования и застройке территории с плотностью, в 2-3 раза уступающей западным аналогам. Это порождает дополнительные затраты, связанные с развитием и эксплуатацией инфраструктуры. Для исправления этой ситуации в качестве первого шага необходимо проанализировать эффективность использования территории на уровне кварталов с учетом перспектив развития инфраструктуры. Наиболее выгодные для коммерческого развития территории должны быть выставлены на торги. Для этого необходимо определить для них градостроительные регламенты, фиксирующие возможности изменения использования территорий. В зонах интенсивной градостроительной реконструкции можно ожидать быстрого формирования вторичного земельного рынка. Активное участие города в высвобождении перспективных участков для их продажи или сдачи в аренду по рыночным ценам может существенно пополнить городской бюджет.

С другой стороны, необходимо выявить территории, где существует опасность деградации среды. Для реконструкции этих зон нужно создать максимально льготный и привлекательный для инвесторов режим освоения и развития.

Формирование агентств и корпораций по развитию территорий должно быть привязано к карте зон реконструкции первого (перспективные зоны развития) и второго (застойные зоны, где нужно стимулировать градостроительные изменения) типов. Агентствам и корпорациям территориального развития нужно передать права от имени города осуществлять планирование использования территории и распоряжение недвижимостью.

Развитие сети городского и пригородного транспорта - одна из важнейших задач для улучшения городской среды Санкт-Петербурга. За последние годы сократился объем работы общественного транспорта, протяженность маршрутной сети. В то же время резко выросло число индивидуальных автомобилей, грузовых перевозок, перегруженность ряда магистралей и улиц города. Необходимо найти баланс между индивидуальным и общественным транспортом, увеличить пропускную способность улично-дорожной сети, обеспечить возможности парковки. Для этого необходимо улучшить организацию строительства, ремонта и эксплуатации дорог; осуществить реконструкцию и развитие транспортной сети города; построить новые объекты дорожного хозяйства.

При определении объектов строительства и реконструкции транспортной системы были выбраны проекты, позволяющие с минимальными затратами оптимизировать транспортные потоки города и наиболее эффективным образом решить транспортные проблемы. Прежде всего необходимо достроить начатые участки метрополитена, восстановить движение на перегоне "Лесная" - "Площадь Мужества", завершить строительство двух дуговых автомагистралей и магистралей непрерывного движения. Для обновления городской инфраструктуры предполагается реализовать комплексные инвестиционные программы с многоканальным финансированием, в том числе из международных организаций. Предполагается, что реализация значительной части проектов будет осуществляться на смешанной государственно-частной или полностью частной основе с предоставлением построенных объектов в комиссию и введением платы за их использование.

Развитие инженерной инфраструктуры должно проходить путем ее существенной модернизации. Сегодня сети сильно изношены, недопустимо высок уровень потерь при транспортировке, в некоторых районах города не хватает энергетических мощностей, ухудшается качество питьевой воды.

Программа развития инженерной инфраструктуры нацелена на обеспечение надежной работы энергетических систем города, бесперебойной подачи воды и повышения качества питьевой воды, улучшение очистки канализационных стоков.

Необходимо регулировать условия подключения к сетям, стимулируя, где это возможно, конкуренцию между источниками. Программа развития инженерной инфраструктуры увязана с мерами по контролю за естественными монополиями и с тарифной политикой таким образом, чтобы обеспечить окупаемость ряда проектов на уровне, допускающем привлечение долгосрочных кредитов для выполнения работ.

Всевозрастающее значение в формировании имиджа любого города приобретает экологическая составляющая. Улучшение состояния окружающей среды, в первую очередь, требует решения проблем утилизации и переработки отходов, что связано с реконструкцией предприятий по переработке токсичных и бытовых отходов, принятием некоторых нормативно-правовых документов, разработкой схемы сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов.

Необходимо уделить серьезное снимание охране атмосферного воздуха. На основе программы "Чистый воздух" провести ряд организационных мероприятий и разработать региональные законодательные акты. Для улучшения качества водных ресурсов предлагается улучшить систему мониторинга и внедрить интегрированную схему управления ими.

В целях увеличения рекреационных возможностей города следует направить усилия на сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий, включая зоны зеленых насаждений общего пользования. Для повышения обоснованности принимаемых экологических решений и в соответствии с подписанными международными соглашениями необходимо разработать программу "Устойчивое развитие Санкт-Петербурга".

Таблица 5. Перечень целей и задач третьего стратегического направления
УЛУЧШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Цель 3.1. Возрождение исторического центра города

Задача 3.1.1. Добиться федерального и международного финансирования для реконструкции центра

Задача 3.1.2. Привлечь частные инвестиции к реконструкции центра

Задача 3.1.3. Использовать реконструкцию центра в интересах достижения стратегических целей города

Цель 3.2. Формирование зон активной градостроительной реконструкции

Задача 3.2.1. Выявить и законодательно закрепить территории зон активной реконструкции и режимы инвестиционного поведения в этих зонах

Задача 3.2.2. Создать систему мер поддержки преобразований в зонах активной градостроительной реконструкции

Цель 3.3. Развитие сети городского и пригородного транспорта и автомобильных магистралей

Задача 3.3.1. Сфоpмиpовать комплексную систему скоростного рельсового транспорта на основе взаимоувязанного развития метрополитена, линий скоростного трамвая и железных дорог в период до 2005 г.

Задача 3.3.2. Осуществить pеконстpукцию и pазвитие системы автомобильных магистpалей

Цель 3.4. Развитие инженерной инфраструктуры

Задача 3.4.1. Обеспечить бесперебойную, надежную и безопасную работу энергетического комплекса города

Задача 3.4.2. Обеспечить бесперебойную подачу воды потребителям и повысить качество питьевой воды для населения

Задача 3.4.3. Улучшить очистку канализационных стоков

Задача 3.4.4. Сформировать региональный энергетический рынок и усилить контроль за деятельностью предприятий - естественных монополистов

Задача 3.4.5. Уменьшить удельное потребление энергетических и водных ресурсов

Цель 3.5. Улучшение состояния окружающей среды

Задача 3.5.1. Защитить окружающую среду от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления

Задача 3.5.2. Улучшить состояние водных объектов

Задача 3.5.3. Обеспечить охрану атмосферного воздуха от передвижных и стационарных источников загрязнения

Задача 3.5.4. Улучшить состояние зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий

Задача 3.5.5. Повысить обоснованность решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Реализация целей третьего стратегического направления имеет выраженную пространственную специфику и иллюстрируется набором карт. Первая группа карт показывает социально-экономическую дифференциацию городской территории (распределение населения и мест приложения труда по территории города, доступность центра города на общественном транспорте, расстояние до станций метрополитена, рыночную активность в сфере недвижимости, историко-культурную и архитектурную ценность территории). Вторая группа карт отображает оценку выгодности местоположения и инвестиционной привлекательности разных частей города для различных объектов (производственно-складских, туристических, торговых, жилых), а также интегральную оценку инвестиционного потенциала территории. На картах третьей группы отражены направления градостроительных преобразований (развитие портовых зон, системы автомобильных магистралей, автодорожных связей с пригородной зоной, скоростного рельсового транспорта), а также показаны потенциальные зоны активной градостроительной реконструкции на территории города в целом и в границах исторического центра. Картографический материал помещен в Приложение 3, а также доступен в электронной форме на сервере по адресу http://stratplan.leontief.ru.