ТЕКСТ "СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА"
Обращение губернатора
Декларация Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга
Текст Cтратегического плана принятый 1 декабря 1997 года (ОГЛАВЛЕНИЕ)
Главная цель и основные направления Стратегического плана
Ориентиры Стратегического плана

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОБНОВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Специфика избранного подхода к стратегическому планированию состоит в том, что процесс здесь столь же важен, как и результат, этапы разработки и реализации не разделены. Процесс анализа, постановки целей, выработки мер организован так, чтобы привлечь возможно более широкий круг лиц и организаций. Поэтому уже в ходе разработки Стратегический план стал средством достижения согласия по поводу приоритетов развития города. Совещания, семинары, конференции, выставки, проводимые в процессе разработки, - это то место, где могут встречаться представители разных сфер и обсуждать важнейшие городские проблемы. При этом создается поле для переговоров, где вырабатываются мнения и решения по поводу важнейших проектов или направлений деятельности, осуществляемых совместно властями, общественными организациями и бизнесом. План создавался огромным коллективом, состоящим главным образом из представителей тех организаций, которые заинтересованы в реализации мер плана. Этот процесс способствовал кристаллизации идей, установлению контактов, формированию групп исполнителей плана и, несомненно, влиял на принимаемые властями и бизнесом решения, то есть план уже реализуется.

Результатом этапа разработки стало создание организационных структур, которые могут направлять и отслеживать процесс реализации. На политическом уровне это Генеральный Совет и Исполнительный комитет Стратегического плана. На рабочем уровне - это система тематических комиссий и рабочих групп, объединяющих чиновников, бизнесменов, общественных деятелей, занятых реализацией конкретных мер, включенных в план. Под каждую меру создана или создается рабочая группа из представителей организаций, участвующих в реализации.

Поддержание в рабочем состоянии этой системы организационных структур, обеспечивающих контроль за выполнением и обновлением плана, - одно из необходимых условий реализации.

Стратегический план подписан всеми участниками, взявшими на себя моральные обязательства добиваться реализации зафиксированных в нем мер и придерживаться выбранных приоритетов. Сама форма плана (приложение 2), построенного как набор мер, способствует реализации. Меры включались в план как по критерию стратегической значимости и влияния на достижение стратегических целей, так и по критерию конкретности. При отборе были оставлены только те меры, по которым ясен порядок реализации и определены механизмы работы. Каждая мера сопровождается указанием индикатора реализации, то есть показателя, по которому можно судить о выполнении этой меры, а иногда и о ее результативности. По большинству мер не только определены участники, но и выделены ответственные организации - лидеры. Определены 50 приоритетных мер. Тем самым созданы предпосылки для претворения в жизнь намеченных мер.

В реализации плана участвует множество предприятий и организаций, среди которых выделяются два участника - Законодательное собрание Санкт-Петербурга и Администрация Санкт-Петербурга. Они играют особую роль, выступая лидерами или активными соисполнителями большинства включенных в план мер. Поэтому их участие в реализации Стратегического плана требует специального механизма. Если в целом Стратегический план не является нормативным документом, то сопровождающие его планы действий Администрации и Законодательного Собрания могут и должны стать нормативными для этих организаций.

Для реализации большей части мер Стратегического плана необходимы определенные шаги со стороны Администрации и бюджетные средства. Та часть плана, которая выполняется подразделениями администрации, выделяется в отдельный "План действий Администрации по реализации Стратегического плана". Исполнение этого плана действий будет обеспечено административными средствами. Предполагается, что аналогичным образом Законодательное собрание на основе плана утверждает и осуществляет свой "План законодательной деятельности по обеспечению реализации мер Стратегического плана". Такие планы позволят увязать стратегические цели и текущую деятельность всех участников Стратегического плана.

С учетом Стратегического плана будут формироваться перспективная городская инвестиционная программа и годовой бюджет. Предполагается, что бюджетной процедурой будет обеспечен порядок, позволяющий при подготовке очередного бюджета города Администрации вносить, а Законодательному собранию принимать решения по финансированию мер Стратегического плана.

Предусматривается активная роль Законодательного Собрания в контроле реализации Стратегического плана - включение в процедуру бюджетных слушаний обсуждения хода исполнения Стратегического плана и проведение специальных совместных с Администрацией заседаний по реализации Стратегического плана.

Действенным мог бы быть и общественный контроль - например, ежегодная общегородская конференция с выставкой-отчетом о реализации мер Стратегического плана. Эта конференция может быть включена в программу Экономического форума.

Содействовать реализации плана будет эффективное использование его текста. Текст существует в трех версиях, каждая из которых, будучи соответствующим образом опубликована, играет свою роль в обеспечении реализации. Краткая презентационная версия служит целям широкой пропаганды плана среди горожан, деловых кругов, потенциальных инвесторов. Она укрепит имидж города и станет дополнительным аргументом в привлечении инвестиций. Базовая версия необходима для более конкретного информирования заинтересованных деловых кругов о приоритетных направлениях развития и для контроля реализации намеченных мер. Полная версия, включающая подробные обоснования, а также конкретные проекты, программы, предложения, конкретизирующие каждую меру, станет рабочим материалом в процессе реализации. Один из способов публикации - размещение текста в сети Интернет на сервере Администрации и на специальном сервере Стратегического плана.

Не нужно забывать и о дополнительных возможностях лоббирования интересов города, связанных с презентацией Стратегического плана на федеральном уровне. Результативность лоббирования, основанного на глубоко проработанном документе, отражающем согласованные и взаимоувязанные позиции, гораздо выше, чем при проталкивании отдельных проектов. Аналогичным образом привлечение и использование средств международной технической помощи и займов будет направляться преимущественно на реализацию мер Стратегического плана.

Намечено, что организационно реализация Стратегического плана обеспечивается следующим образом:

- все меры плана обсуждаются участниками реализации и принимаются на основе консенсуса,

- план подписывается всеми участниками,

- Исполнительный комитет отбирает первоочередные меры и назначает сроки их выполнения,

- под каждую меру создается рабочая группа и назначается ответственный за реализацию,

- регулярно проводятся заседания Исполнительного комитета плана для контроля хода реализации,

- Губернатор утверждает своим распоряжением "План действий Администрации по реализации Стратегического плана",

- Законодательное собрание принимает "План законодательной деятельности по обеспечению реализации мер Стратегического плана",

- в бюджетном процессе оговаривается порядок учета Стратегического плана,

- на основе Стратегического плана формируется городская инвестиционная программа,

- проводится ежегодная общегородская конференция с отчетом о ходе реализации Стратегического плана.

Финансирование реализации отдельных мер плана происходит в рамках индивидуальных схем. При этом меры, вошедшие в план, при прочих равных условиях пользуются приоритетом при выделении средств городского бюджета, лоббировании привлечения федеральных ресурсов и средств международной технической помощи. Кроме того, включение в Стратегический план определенного проекта служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.

К участию в реализации будут привлекаться различные фонды, например, Фонд федеральных и региональных программ, учрежденный Администрацией города.

Для поддержания в рабочем состоянии механизма стратегического партнерства, который обеспечит уточнение плана и контроль его выполнения, требуется относительно небольшое финансирование из бюджетных или других источников.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Чтобы оценить суммарный эффект от реализации мер, включенных в Стратегический план, необходимо учесть не только прямой непосредственный эффект от каждой меры, но и косвенное влияние происходящих изменений на другие сферы и стороны жизни. Кроме того, нужно оценить и общий системный эффект от реализации всего комплекса мероприятий. Проведенный анализ и экспертная оценка результативности плана позволяют сформулировать следующие основные результаты, достигаемые при реализации плана:

- создание не менее 200 тыс. новых рабочих мест;

- увеличение реальных доходов населения не менее чем на 15%;

- увеличения средней продолжительности жизни на 3 года;

- достижение средней обеспеченности жильем на уровне 20 кв. м на человека при сокращении числа коммунальных квартир, улучшении качества жилья и жилищно-коммунальных услуг;

- повышение доходов бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на 20% (за счет роста экономики и собираемости налогов) при повышении эффективности расходования бюджетных средств (за счет реформирования общественных служб, внедрения адресной поддержки нуждающихся, формирования обоснованной инвестиционной программы).

Увеличение бюджета позволит сосредоточить общественные ресурсы на решении важнейших для города социальных проблем и проблем городского хозяйства, модернизации транспортной и инженерной инфраструктуры и за счет этого:

- улучшить транспортную ситуацию, среднее время одной поездки в городе не должно превышать 40 минут;

- улучшить состояние окружающей среды, обеспечить высокое качество питьевой воды, снизить загрязнение атмосферного воздуха, приблизив их к международным экологическим стандартам.

Для достижения этих результатов план предлагает конкретные действия в следующих областях:

- создание в Санкт-Петербурге наиболее благоприятного хозяйственного климата, привлекающего в город средства для развития предприятий во всех отраслях экономики, поддержка малого и среднего предпринимательства;

- помощь петербургским предприятиям в получении федеральных и международных заказов, в продвижении на мировые и российские рынки конкурентоспособной продукции;

- реконструкция порта, аэропорта, Октябрьской железной дороги;

- переключение на Санкт-Петербург дополнительно не менее 20 млн т грузов из общего объема внешней торговли России, развитие сопутствующих производств;

- реализация высочайшего научно-исследовательского потенциала Санкт-Петербурга, выполнение функций всероссийского центра инноваций и передовых технологий;

- превращение Санкт-Петербурга в центр высшего образования для всех регионов России и стран СНГ, а также ряда развивающихся стран, в крупнейший международный центр обучения русскому языку и культуре;

- программы переподготовки и обучения рабочих, инженеров и менеджеров, корректировка программ обучения вузов и средних специальных учебных заведений с учетом спроса, сложившегося на рынке труда;

- укрепление связи науки и производства, внедрение в производство передовых научных технологических и проектных разработок, ориентация прикладной науки на спрос;

- реализация программы превращения Санкт-Петербурга в один из мировых центров культуры, планирование событий культуры мирового класса, привлечение в город гостей, превращение культурных событий в туристский продукт, подготовка к празднованию 300-летия города;

- привлечение в город не менее 3 млн туристов ежегодно, создание для этого необходимой инфраструктуры, недорогих гостиниц, транспорта, дружелюбной среды, системы указателей и обозначений, информации о городе, укрепление привлекательного образа Санкт-Петербурга в мире, реклама города, привлечение в город молодежи всех стран;

- формирование на базе системы здравоохранения и клинического комплекса Санкт-Петербурга главного медицинского центра Северо-Запада России, а по ряду специализаций - и прилегающих стран Балтийского региона;

- интеграция Санкт-Петербурга в мировую информационную сеть, развитие современных средств связи и информационных систем в образовании, производстве и управлении.

Реализация мер Стратегического плана, связанных с улучшением городской среды и реформированием городских общественных служб, позволит:

- увеличить объемы жилищного строительства в городе за счет более эффективного использования бюджетных средств и повышения платежеспособного спроса (развитие системы жилищного кредитования, снижение стоимости строительства жилья); определить стандарты социального жилья и предоставить его льготным категориям очередников, в том числе с использованием существующего жилищного фонда;

- ликвидировать разрыв линии метро на участке "Пл. Мужества" - "Лесная", ввести до 2003 г. все незавершенные строительством станции, организовать пассажирское движение по внутригородскому железнодорожному кольцу;

- оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта с учетом спроса;

- отремонтировать основные городские магистрали, завершить работы по вводу в действие двух дуговых магистралей для движения грузового транспорта, начать работы по строительству кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга;

- резко повысить качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве за счет развития конкуренции в сфере предоставления услуг и контроля со стороны жильцов за условиями соблюдения договора при оплате услуг (включая оценку их количества и качества);

- внедрить новые ресурсо- и энергосберегающие технологии в городском хозяйстве (снизив на 30 % потери воды и тепла при подаче их потребителям);

- внедрить систему оплаты услуг по их реальному потреблению;

- ввести государственный контроль за тарифами и условиями подключения к водопроводным, газовым, тепловым и электросетям, стимулировать конкуренцию альтернативных источников для снижения цен на энергию;

- прекратить дорогостоящую практику экстенсивного расползания городской застройки, максимально использовать резервы незастроенных территорий внутри городской черты;

- осуществить мероприятия, направленные на улучшение здоровья населения (улучшение качества водопроводной воды, снижение загрязнения воздуха, завершение строительства канализационного коллектора);

- выплачивать жилищные компенсации и другие виды социальной помощи только лицам с низким уровнем доходов;

- реорганизовать социальную сферу, улучшить работу правоохранительных органов, систем образования, медицинского обслуживания, активизировать социальную работу с молодежью, пенсионерами, инвалидами и другими группами населения, соблюдая принцип социальной справедливости и адресной поддержки нуждающихся.

Оценка затрат, необходимых для реализации выполнения плана, включала полную оценку затрат на реализацию первоочередных мероприятий и оценку затрат на подготовительные этапы по перспективным мероприятиям и проектам. При оценке учитывалась окупаемость и возможные источники финансирования. Детальные данные приведены в информационных картах по каждой мере, включенной в Стратегический план. Суммарные характеристики (на срок до 2003 г.) составили (в ценах после 01.01.98):

- 15 млрд рублей бюджетных средств, в том числе 8 млрд рублей на инвестиции;

- 12 млрд рублей из федерального бюджета в том числе под федеральные программы "Жилище" и "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга"

- не менее 40 млрд рублей частных инвестиций из различных источников (собственные средства предприятий и сбережения населения)

- 10 млрд рублей инвестиций из других источников (внебюджетные фонды, прямые иностранные инвестиции и заимствования, включая евробонды, кредиты МБРР, ЕБРР и других международных организаций).

Разные типы проектов реализуются при разном сочетании общественных и частных средств. Бюджетные средства будут вкладываться прежде всего в социально значимые и долго окупаемые инфраструктурные проекты. Частные - в коммерчески привлекательные проекты. Заемные международные средства будут использоваться для дополнения финансовых схем разных проектов, главным образом инфраструктурных. Население все в большей мере будет выступать инвестором проектов жилищного строительства.

При всей значимости количественных оценок важнее все же правильно выбранные ориентиры, основное направление движения. Основная направленность Стратегического плана - на социальную справедливость, помощь малоимущим, на содействие производству, создание доходов и рабочих мест, на повышение эффективности бюджетных расходов.

К отбору и обоснованию Стратегического плана были привлечены лучшие силы города: более 300 ведущих предприятий и организаций согласились участвовать в реализации плана, известные экономисты, финансисты, социологи и инженеры, представляющие основные научные организации города, в течение года отбирали меры и расставляли приоритеты, чтобы из множества способов решения проблем выбрать наиболее эффективные в условиях существующих финансовых ограничений.

Стратегический план - это общественное партнерство властей, населения и бизнеса, а значит, и контроль за его выполнением также должен быть общественным. Гласность и открытость в разработке и реализации плана - залог его успеха и соответствия потребностям городского сообщества.