ТЕКСТ "СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА"
Обращение губернатора
Декларация Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга
Текст Cтратегического плана принятый 1 декабря 1997 года (ОГЛАВЛЕНИЕ)
Главная цель и основные направления Стратегического плана
Ориентиры Стратегического плана

ВВЕДЕНИЕ.
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Санкт-Петербург - первый город в России, разработавший Стратегический план. Стратегический план Санкт-Петербурга отличается как от других видов планов, так и от стратегических планов западных городов.

Для российской практики новым и непривычным явилось то, что с самого начала документ разрабатывался гласно и демократично. Открытость разработки обеспечивалась системой общественных слушаний и заседаний комиссий, публикациями всех промежуточных результатов и проектов в средствах массовой информации, обработкой и экспертизой всех поступавших замечаний и предложений.

Основное отличие Стратегического плана Санкт-Петербурга от аналогичных документов, разработанных для западных городов, заключается в том, что для переходного периода, переживаемого Санкт-Петербургом и Россией в целом, характерна незавершенность рыночного реформирования ряда отраслей, необходимость развития и совершенствования нормативной базы и организационной структуры. Поэтому, кроме мер по содействию развитию ключевых для города отраслей и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, традиционно включаемых в стратегические планы городов с развитой рыночной экономикой, в Стратегический план Санкт-Петербурга вошли разделы, посвященные формированию в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, а также реформированию городских общественных служб, повышению эффективности бюджетных расходов.

Для Стратегического плана Санкт-Петербурга характерны следующие черты.

Нацеленность на главное для конкурентоспособности города. Классическое стратегическое планирование фирмы состоит в оценке конкурентных преимуществ и недостатков и выборе стратегии поведения на рынке. Города, как и предприятия, находятся в условиях конкуренции и борются за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, т.е. в конечном счете за повышение уровня жизни и перспективы развития. Чтобы добиться этого, нужно постоянно искать и укреплять преимущества своего города, понимать, какие функции города могут и должны развиваться, что мешает продвижению к выбранной цели и как устранить препятствия. Эти темы и являются основными для Стратегического плана.

Стратегический план - короткий документ. Он концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития России и внешнего мира. Стратегический план содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая принимать оперативные решения с учетом видения перспективы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях.

Партнерство при разработке и реализации. Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему городу, задает ориентиры для всех, показывает перспективу и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Стратегический план - это не директива, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации, это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах производителей и населения. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга активных лиц.

Сочетание долгосрочного видения и конкретности немедленных действий. В Стратегическом плане Санкт-Петербурга определены не только долгосрочные ориентиры и перспективные направления, но и конкретные действия. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным (4-6 лет) по характеру включаемых в него мер.

В основной части плана сформулированы главная цель и основные направления, а приложение содержит набор конкретных целей, задач и мер, то есть план действий. По большинству мер определены участники реализации, индикаторы выполнения, оценены затраты и эффект. Таким образом, план не только декларирует, но показывает, как и что нужно делать. Опираясь на совместно выработанные ориентиры, и власти, и предприятия, и активные горожане могут объединить усилия в осуществлении плана.

Постоянство работы над планом. Работа над планом не заканчивается с его принятием и публикацией. Будет вестись мониторинг его выполнения, будут сохранены созданные организационные структуры, ежегодно будет проходить оценка хода реализации и, при необходимости, корректировка плана.

Впервые в России разработав Стратегический план, Санкт-Петербург продемонстрировал высокий уровень согласия в обществе по поводу основных приоритетов развития, высокий уровень политической культуры, деловой и общественной активности. Многие новые для России идеи рождались именно в Санкт-Петербурге. Открытый и демократичный подход к определению целей развития и формированию социально-экономической политики, продемонстрированный в Санкт-Петербурге при разработке Стратегического плана, открывает и перед другими регионами новые возможности и новые методы решения социально-экономических проблем.

1. ИТОГИ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Перспективы развития города находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести географическое и геополитическое положение, климат, макроэкономическую ситуацию в стране, тенденции мировой и российской экономики и внешней торговли. К внутренним - состояние ресурсов (включая население и его квалификацию, оборудование и технологии, недвижимость), финансовые средства, условия хозяйственной деятельности, объединяемые понятием хозяйственного климата, состояние городской среды, инфраструктуры и коммунальных служб.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет выявить те отрасли и виды деятельности, где город обладает значительным потенциалом развития, а также сформулировать конкретные задачи и меры, которые должны быть выполнены для реализации этого потенциала. Кроме того, выясняется, по каким параметрам город обгоняет своих конкурентов или отстает от них, и что надо изменить, чтобы повысить конкурентоспособность. Именно такой подход лежит в основе стратегического планирования территорий.

Санкт-Петербург устойчиво сохраняет лидирующие (после Москвы) позиции среди российских регионов по рейтингу инвестиционной привлекательности. Не имея богатых минерально-сырьевых ресурсов город существенно выигрывает по таким составляющим инвестиционного потенциала как уровень образования населения, результативность научно-технической деятельности, доля предприятий с иностранным участием и другим параметрам, характеризующим качество трудовых ресурсов, хозяйственного климата, городской среды. При этом риски инвестирования (прежде всего экономический и политический) являются низкими. Однако, необходимо еще многое сделать для реализации потенциала и реального увеличения потока инвестиций в экономику города.

Учитывая процессы интеграции России в мировую экономику и приграничное положение Санкт-Петербурга, анализ его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности нельзя ограничивать сравнением только с российскими регионами. При подготовке Стратегического плана Санкт-Петербурга был проведен тщательный анализ внутренних и внешних факторов развития города, позволивший выявить основные проблемы и барьеры, препятствующие привлечению в город инвестиций и усилению его позиций в тех сферах, где город является конкурентоспособным на российской и международной сцене. В Приложении 1 проанализирована международная роль Санкт-Петербурга и его место в экономике России, дана оценка состояния населения и трудовых ресурсов, экономики, хозяйственного климата, городской среды и городского хозяйства.

Главные выводы анализа, интегрированные в соответствии с принципами SWOT-анализа, приводятся ниже (см. табл. 1 и 2). В первой таблице названы сильные и слабые стороны Санкт-Петербурга как участника международной и межрегиональной конкуренции городов и регионов. Во второй таблице указаны тенденции во внешней для города среде, которые могут сильно повлиять (позитивно или негативно) на развитие города и, соответственно, должны учитываться при выборе стратегии развития. Представленные в таблицах основные позитивные и негативные элементы развития Санкт-Петербурга являются итогом тщательного анализа и синтеза информации и подходов различных специалистов.

Основные преимущества Санкт-Петербурга, которые могут способствовать укреплению его позиций в международном и внутрироссийском разделении труда, связаны с

- высоким профессиональным, образовательным и культурным уровнем значительной части населения,

- геополитическим положением города,

- международной известностью города,

- уникальным архитектурным обликом,

- интенсивной культурной жизнью мирового уровня,

- конкурентным потенциалом ряда отраслей экономики,

- относительно развитой правовой институциональной хозяйственной средой европейского типа,

- привлекательностью в качестве центра образования, культуры, туризма.

Наиболее полное использование этих преимуществ реально в контексте определенных благоприятных внешних возможностей, среди которых важнейшие:

- сохранение открытой модели экономики России,

- начало экономического роста в России и увеличение объемов внешнеторгового оборота,

- становление рыночных механизмов и улучшение правовой среды в России,

- развитие партнерских отношений с Ленинградской областью и другими регионами России.

Существенно сдерживают развитие города и должны быть нивелированы в процессе реализации Стратегического плана следующие недостатки Санкт-Петербурга:

- сильная имущественная дифференциация населения, большая прослойка малоимущих, существенная скрытая безработица,

- отсталая отраслевая структура экономики, гипертрофированный ВПК,

- недостаток и низкая эффективность расходования бюджетных средств,

- кризис системы внутригородского транспорта,

- плохое состояние исторического центра,

- затратная, ресурсоемкая инфраструктура,

- дефицит качественного жилья.

Частично перечисленные недостатки могут быть обращены в преимущества и использованы в качестве стимула для развития и привлечения внешних средств. Примером могут служить заем Мирового банка и федеральная программа реконструкции исторического центра города.

Серьезно осложнить развитие города могут следующие внешние обстоятельства, которые надо постоянно держать в поле зрения и пытаться корректировать:

- изменение ориентации внешнеэкономической политики России, ужесточение таможенной политики и пограничного режима,

- конкуренция со стороны других портовых городов на Балтике,

- падение спроса на продукцию профильных отраслей Санкт-Петербурга,

- дальнейший отток финансовых ресурсов в Москву и сырьевые регионы,

- политическая дестабилизация.

Таблица 1. Преимущества и недостатки Санкт-Петербурга в конкуренции с другими городами и регионами

ФАКТОР ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ
Геополитическое положение - приграничное положение, контактная зона с Европейским Союзом

- приморское положение

- мощный транспортный узел, пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных и трубопроводных путей

- положение в створе приоритетного европейского транспортного коридора № 9

- крайне северное, периферийное положение относительно важных центров России, Европы и мира

- неблагоприятный климат, плохие гидрогеологические условия

Население - высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень населения

- относительно низкая социальная конфликтность населения

- большая имущественная дифференциация

- существенная скрытая безработица

Пространственная организация, градостроительное регулирование - наличие пригодных для застройки участков в историческом центре, в новых районах и в пригородах

- резервы планировочного каркаса города

- большие территориальные ресурсы в собственности городской Администрации

- наличие системы земельного кадастра и регистрации прав собственности

- физический износ и устаревшая инженерно-транспортная инфраструктура исторического центра города

- высокий удельный вес промышленной застройки в центре и в городе в целом

- некомплексность новых жилых районов

- неадекватность дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам (отсутствие транспортных магистралей непрерывного движения, кольцевой дороги, тупиковый характер пассажирских железнодорожных вокзалов, нехватка мостов)

- сложность процедур оформления разрешения на строительство

Природная среда - наличие пригородных рекреационных зон - недостаток мощностей по переработке твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков и очистки водопроводной воды
Жилищная сфера - разнообразие типов жилья

- сложившаяся система риэлтерских компаний, активный рынок жилья

- продвинутая система регистрации сделок в жилищной сфере

- опыт использования муниципальных жилищных сертификатов

- большое число горожан, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий

- высокая доля жилья низкого стандарта

- большая доля ветхого и аварийного жилья

- неразвитость системы жилищного кредитования

- техническая отсталость строительства и промышленности стройматериалов

Инженерная инфраструктура, транспорт и связь - относительно развитая система связи и телекоммуникаций

- разнообразие видов общественного транспорта

- плохое состояние дорожного покрытия

- нехватка подвижного состава общественного транспорта, перегрузка метрополитена

- ресурсоемкие и морально устаревшие технологии предоставления городских услуг, высокие потери в сетях

- высокий износ городских инженерных коммуникаций

Социальная сфера - развитая система подготовки кадров, хороший уровень среднего и высшего образования

- развитые культурно-досуговые потребности и наличие возможностей их удовлетворения

- слабая материальная база здравоохранения, детских дошкольных и школьных учреждений

- неэффективная организация социального обеспечения

- низкий уровень общественной безопасности

- "утечка мозгов"

Экономический потенциал - многоотраслевая структура экономики

- сравнительно высокая диверсификация предприятий ВПК

- емкий потребительский рынок

- преобладание частной и смешанной собственности над государственной

- развитая система внешнего транспорта

- относительно развитая правовая хозяйственная среда европейского типа

- наличие кредитного рейтинга, жесткий, реалистичный бюджет

- конкурентные позиции в некоторых отраслях

- высокий туристский потенциал (архитектурные ансамбли, культурные события, всемирно известные музеи и театры)

- международная известность города

- относительно высокий удельный вес завоза промежуточных товаров (комплектующих) из других регионов и невысокая степень вертикальной интеграции машиностроения

- неразвитая сфера инфраструктуры бизнеса

- неразвитость малого бизнеса

- отсталая отраслевая структура экономики, гипертрофированный ВПК

- медленная реструктуризация предприятий промышленности

- слабый менеджмент

- недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест

- относительно высокие риски для предпринимателей

Таблица 2. Тенденции, создающие благоприятные возможности или потенциальные опасности для развития города

СФЕРА БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ
Общая политика России, отношения с центром - улучшение правовой и институциональной среды в России, благоприятные условия для внешних и внутренних инвестиций

- политическая стабильность

- переориентация на закрытую модель экономики, ограничение импорта

- формирование в России модели рынка со слиянием государственных и крупных корпоративных интересов, монополизация

Демографические и социальные процессы - увеличение мобильности населения

- рост образовательного уровня населения

- временное увеличение доли населения в трудоспособном возрасте

- усиление социальной конфликтности

- депопуляция

Экономика - начало экономического роста в России

- рост внешнеторгового оборота России

- развитие и улучшение нормативно-правовой базы

- привлечение кредитов Мирового Банка и ЕБРР под общественные проекты

- смягчение визовых и таможенных барьеров (ратификация Соглашения о сотрудничестве и партнерстве с ЕС, присоединение к ВТО)

- сокращение доли государственной собственности и числа предприятий с государственным участием

- конкуренция со стороны других отечественных (Москва, Ленинградская область, Северо-Запад) и зарубежных экономических центров, развитие конкурирующих портовых центров на Балтике

- падение спроса на продукцию и услуги профильных отраслей Санкт-Петербурга вследствие глобальных изменений спроса или технологической отсталости отечественных производителей

- ужесточение таможенной политики

- усиление экономической преступности

- рост теневой экономики

Региональные и интернациональные контакты - экономическое сотрудничество с Ленинградской областью и крупными компаниями в масштабных инвестиционных проектах

- развитие сотрудничества со странами региона Балтийского моря и областями Северо-Запада и Севера России

- политические конфликты с Ленинградской областью (между администрациями)

- конкуренция со стороны других регионов

- объединение Финляндии и стран Балтии в борьбе за российский транзит

Туризм и коммуникации - увеличение спроса на туристские услуги

- строительство транспортного коридора №9

- реализация проекта "Балтийский мост"

- реализация европейской логистической программы ТЕДИМ

- развитие паромных переправ

- распространение сети Интернет

- ужесточение конкуренции, в том числе недобросовестной, на мировом туристском и транспортном рынках
Крупные общественные проекты - реконструкция центра города

- 300-летие Санкт-Петербурга

- нестабильное финансирование федеральных программ

2. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

Главная цель и основные направления Стратегического плана сформировались в результате многочисленных обсуждений с учетом итогов анализа конкурентных возможностей города. Изменение внешних условий (геополитических и социально-экономических) поставило Санкт-Петербург перед необходимостью развития новых функций и новых источников существования. Причем впервые проблема поиска своего пути возникла как проблема самоидентификации города, который сам, без диктата центра и без расчета на его поддержку, должен найти и закрепить собственное место на карте глобализированной мировой экономики и постиндустриального общества. Поэтому Стратегический план стал итогом действительно общегородского творчества, объединившего сотни специалистов.

Главная цель развития города - стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга, выбранная по итогам широких дискуссий, является универсальной целью развития любого города. Однако для Стратегического плана важно определить более специфичную главную цель, актуальную именно для Санкт-Петербурга и конкретного периода. Исходя из итогов проведенного анализа конкурентных возможностей Санкт-Петербурга главная цель сформулирована следующим образом: формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства. Эта формула не только конкретизирует цель, но и включает указание на основные пути ее достижения - интеграцию в мировую и российскую экономику и улучшение городской среды и социального климата. Достижение главной цели предполагает укрепление Санкт-Петербурга в качестве главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Все три приведенные формулировки образуют в единстве целевой блок верхнего уровня при главенстве цели повышения качества жизни.

В понятие качества жизни прежде всего включаются наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.

Базой стабильного улучшения качества жизни должна стать эффективная мобильная и диверсифицированная экономика, в которой постоянное повышение производительности труда сопровождается расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов и услуг, что позволяет сохранять высокую занятость. Меры поддержки экономики и становления рынка создадут необходимые стимулы к труду, расширят занятость и потребление, позволят преодолеть тенденцию падения производства и начать экономический рост, ведущий к подъему качества жизни. Для петербуржцев особую ценность представляют и культурные составляющие качества жизни, гуманизация среды, воссоздание и сохранение особого петербургского менталитета, наличие демократических возможностей для полного раскрытия творческого потенциала личности, рост свободы выбора во всех сферах.

Для улучшения материальных индивидуальных составляющих качества жизни важно обеспечить рост экономики, приводящий к росту доходов и горожан, и бюджета города. А для развития "неэкономических" составляющих, в формировании которых большую роль играет использование общественных средств, необходимо гарантировать эффективное расходование бюджета города. Поэтому главная цель распадается на две подцели второго уровня:

а) повышение доходов и занятости за счет роста экономики и

б) улучшение общих условий жизни за счет повышения эффективности расходования бюджета города.

Для устойчивого экономического роста города в целом важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли, наиболее эффективно использующие местную специфику и имеющийся потенциал. Основу потенциала Санкт-Петербурга создают географическое положение, порт, транспортные сети, высококвалифицированные кадры, архитектура, культурно-историческое наследие. К сожалению, город, имеющий благодаря своим музеям, театрам, памятникам архитектуры, благодаря внешней торговле и порту, передовой промышленности, науке и образованию огромный потенциал и общемировую известность, занимает очень скромное место по объемам соответствующих услуг и производства. Среди причин этого помимо общих для России можно назвать несовершенную нормативную базу хозяйственного регулирования, неразвитость инфраструктуры, обилие бюрократических барьеров, неэффективную структуру хозяйства.

Из анализа следует перспективность развития функций города, делающих его уникальным международным многофункциональным контактным центром России и Европейского Союза, целесообразность углубления внешней ориентации основных отраслей экономики Санкт-Петербурга при сохранении и упрочении положения на внутреннем рынке, неизбежность реформирования отраслей городского хозяйства и социальной сферы. Важно, что ни одна из отраслей специализации не может в одиночку обеспечить развитие города. Для устойчивого развития Санкт-Петербург должен оставаться многофункциональным.

Из всех понятий, раскрывающих характер взаимоотношений Санкт-Петербурга с миром, наиболее полно отвечает сути дела понятие "контактный центр" - международный многофункциональный контактный центр региона Балтийского моря и Северо-Запада России. В городе осуществляются и будут развиваться все формы контактов: торговые, финансовые, производственные, научные, культурные, политические. Контактный центр должен сочетать качества транспортного, делового, информационного, туристско-культурного центров. Для этого нужны соответствующая инфраструктура и поддержание контактной среды, для которой характерны открытость, безопасность, удобство, привлекательность, дружелюбие, красота, уникальность.

В геополитической сфере распад СССР и развитие интеграции в Европе укрепили роль Санкт-Петербурга в качестве транспортного моста между Россией и Западом, а также важного центра нового полюса роста в Европе - региона Балтийского моря. С другой стороны, переход к открытой экономике рыночного типа привел к потере конкурентоспособности ряда предприятий и отраслей города, а реальное окончание “холодной войны” оставило многие предприятия ВПК без заказов.

На ведущее место в градообразующих функциях Санкт-Петербурга выходит торгово-транспортный комплекс, включающий помимо транспортных отраслей также отрасли хранения и перевалки грузов, внешнюю торговлю и сопутствующие виды деятельности, например, упаковку и сборку. Сегодня Санкт-Петербург - крупнейший транспортный центр России, обеспечивающий комплексное обслуживание грузов, в первую очередь транзитных импортно-экспортных. Намечаемые реконструкция морского порта, строительство новых портовых и ряда других транспортных терминалов, складов, а в перспективе - строительство скоростных дорог федерального значения помогут городу лучше использовать свое геополитическое положение. Хорошие шансы на успех имеют проекты развития аэропорта и превращения его в крупный транзитный узел, связывающий внешние и внутренние линии. Объединение части этих проектов в программу "Европейские ворота России" даст новый толчок торгово-транспортной специализации города.

Санкт-Петербург остается важным промышленным центром России и сохраняет конкурентоспособные передовые производства в ряде отраслей. Однако в индустриальном секторе города неизбежно дальнейшее сокращение занятости в результате реструктуризации ВПК, повышения производительности труда, уменьшения объемов производства предприятий, выпускающих неконкурентную продукцию. Сокращение должно коснуться прежде всего малооплачиваемых рабочих мест. Структурные сдвиги в индустриальном секторе надо нацелить на рост занятости на высокооплачиваемых, высококвалифицированных рабочих местах, рост объемов конкурентоспособной продукции промышленности. Перспективы имеют такие отрасли, как пищевая промышленность, энергетика. Органичными для Санкт-Петербурга представляются подотрасли судостроения и энергомашиностроения, которые при возобновлении государственных и внешних заказов смогут стимулировать рост больших кластеров связанных с ними производств.

В соответствии с мировыми тенденциями в Санкт-Петербурге продолжатся изменения в структуре экономики, приводящие к увеличению доли услуг, туризма, финансового обслуживания, торговли, информации и связи. По мере стабилизации экономики произойдет оживление сферы науки, образования, культуры и искусства - отраслей, стратегически важных для сохранения долгосрочных источников развития, для поддержания благоприятного имиджа города. Санкт-Петербург сохранит функции научного, образовательного и культурного центра для близлежащих регионов России и места соответствующих контактов с сопредельными странами Балтийского региона, усилит свои позиции в качестве мирового центра культуры. Развитию этих функций должны помочь проекты празднования трехсотлетия города "Санкт-Петербург - 2003" и "Санкт-Петербург - культурная столица".

На поддержку перспективных изменений, определяемых выбранной главной целью и двумя ее подцелями, ориентированы четыре стратегических направления, в рамках которых формулируются отдельные цели (см. рис). Действия по этим направлениям позволят городу реализовать свои конкурентные возможности.

Рис. Главная цель и стратегические направления