ЧТО ТАКОЕ
"СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН"?

Основные сведения
Как создавался Стратегический план
Временное положение о стратегическом планировании на период 1998-2000 гг.
Официалные документы

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Резолюция постоянно действующей научно-практической конференции по проблемам социально-экономического развития Санкт-Петербурга (далее «Конференция») на тему "Стратегический план Санкт-Петербурга" важнейший инструмент развития города на ближайшую перспективу"

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники Конференции отмечают следующее:

1. В декабре 1997 года был принят Стратегический план Санкт-Петербурга - первый в России документ общественного согласия, регламентирующий перспективное развитие региона. Стратегический план зафиксировал главную цель, которая состоит в стабильном улучшении качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга. Это предполагает развитие Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства; укрепление роли Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Стратегический план определил необходимые действия в рамках четырех стратегических направлений: "Формирование благоприятного хозяйственного климата",  "Интеграция в мировую экономику", "Улучшение городской среды", "Формирование благоприятного социального климата".

Как показали выступления участников конференции, заложенные в Стратегический план приоритеты, поставленные цели и задачи способствовали успешному развитию города. Значительная часть мер, предусмотренных Стратегическим планом, реализуется.

2. Конференция подтверждает необходимость стратегического планирования развития Санкт-Петербурга, основные элементы которого представлены в Стратегическом плане Санкт-Петербурга. Однако, учитывая неоднозначную оценку Стратегического плана со стороны участников Конференции, последняя заявляет в этой связи о необходимости системного совершенствования Стратегического плана Санкт-Петербурга.

Конференция рекомендует Администрации и Законодательному Собранию Санкт-Петербурга разработать нормативно-правовую базу стратегического планирования и эффективного управления в Санкт-Петербурге, обеспечив применение действенных механизмов стимулирования выполнения мероприятий Стратегического плана, а также формирование и достижение целей социально-экономического развития города на среднесрочный период.

3. Конференция предлагает считать наиболее приоритетным в ближайшей перспективе первое стратегическое направление, определяющее необходимость создания такого хозяйственного климата, который бы способствовал эффективному развитию экономики и устойчивому развитию Санкт-Петербурга. Усилия всех заинтересованных сторон в этом направлении должны быть сосредоточены на создание более совершенного хозяйственного механизма, а также на изменения в бюджетной, финансовой, налоговой, тарифной, ценовой, инвестиционной политики Санкт-Петербурга.

Весь необходимый пакет предложений и документов по данным вопросам целесообразно представить в виде программы с последующим ее рассмотрением, в т.ч. и на федеральном уровне.

4. Конференция поручает президиуму:

- подготовить к изданию  и опубликовать сборник материалов Конференции (доклады, выступления, резолюция и др.);

- создать рабочую группу по подготовке предложений по реформированию хозяйственного механизма и подготовки программы;

- обеспечить выполнение настоящей Конференции в полном объеме.

Решение Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга Принято на заседании 28 июня 1999 г.

Санкт-Петербург, Смольный

Действуя в рамках Временного положения о стратегическом планировании развития Санкт-Петербурга, утвержденного Генеральным Советом Стратегического плана 14 марта 1997 года, Генеральный Совет решил:

1. Утвердить и ввести в действие уточненное и дополненное "Временное положение о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге в 1998-2000 гг".

2. Утвердить Список изменений в тексте официальной версии Стратегического плана Санкт-Петербурга. Внести в текст официальной и презентационной версии необходимые изменения и опубликовать их в Интернет.

3. Утвердить Рекомендации Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга о приоритетных задачах на 1999-2000 гг. и опубликовать их в СМИ

4. Утвердить на должность председателя Исполнительного комитета Стратегического плана А.А.Алексашина - председателя Комитета экономики и промышленной политики

В.А.Яковлев
Председатель Генерального Совета Стратегического плана

 

Рекомендации Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга о приоритетных задачах  на 1999-2000 гг.

1 декабря 1997 года был принят разработанный всем городом Стратегический план Санкт-Петербурга. Стратегический план зафиксировал главную цель, которая состоит в стабильном улучшении качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга. Это предполагает становление Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства; укрепление роли Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Стратегический план определил необходимые действия в рамках четырех стратегических направлений: "Формирование благоприятного хозяйственного климата", "Интеграция в мировую экономику", "Улучшение городской среды", "Формирование благоприятного социального климата".

На 1999-2000 годы Генеральный Совет Стратегического плана выделяет в качестве особо приоритетных 29 задач (см список). Генеральный Совет рекомендует участникам стратегического партнерства, продолжая действия по всем обозначенным в Стратегическом плане мерам, сконцентрировать особое внимание на обозначенных приоритетных задачах и первоочередных общегородских инвестиционно-строительных проектах, названных в распоряжении губернатора 165-р от 16.02.98.

Генеральный Совет призывает органы власти Санкт-Петербурга постоянно держать в поле своего внимания приоритеты Стратегического плана и учесть их при формировании бюджета Санкт-Петербурга, разработке планов действий по реализации Стратегического плана и в текущей работе.

 

Принято на заседании 28 июня 1999 г.

В.А.Яковлев
Председатель Генерального Совета Стратегического плана

 

Список приоритетных в 1999-2000 гг. целей и задач Стратегического плана

1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КЛИМАТА

Цель 1.1. Ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности

Задача 1.1.1. Обеспечить формирование эффективной конкурентной среды

Цель. 1.3. Формирование рынков недвижимости и реформа градостроительного регулирования

Задача 1.3.3. Реформировать нормативно-законодательную базу градостроительного регулирования в Санкт-Петербурге

Задача 1.3.4. Укрепить институциональную базу рынка недвижимости и градостроительного регулирования

Цель 1.4. Развитие рынка труда, повышение мобильности рабочей силы, создание условий для изменения и повышения квалификации

Задача 1.4.3. Создать благоприятные условия для малого бизнеса

Цель 1.5. Переориентация финансовых ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики

Задача 1.5.2. Развитие финансового рынка Санкт-Петербурга

2. ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Цель 2.1. Усиление внешнеторговых и транспортных функций

Задача 2.1.4. Реконструировать и модернизировать инфраструктуру транспортного узла

Цель 2.2. Укрепление конкурентоспособных промышленных производств

Задача 2.2.1. Расширить внутренний и внешний рынки промышленных предприятий города

Цель 2.3. Продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг

Задача 2.3.1. Использовать 300-летие города для ускорения развития культуры, туризма и города в целом

Задача 2.3.4. Ускорить продвижение Санкт-Петербурга на российский и мировой рынки культурных и туристских услуг

Задача 2.3.6. Создать современную и эффективно работающую гостиничную инфраструктуру, соответствующую международным стандартам

Цель 2.4. Развитие науки, образования и инновационной деятельности

Задача 2.4.1. Создать благоприятную административно-правовую среду для развития научной, инновационной и образовательной деятельности

Задача 2.4.4. Включить учреждения профессионального образования Санкт-Петербурга в российскую и мировую образовательную систему

Цель 2.5. Интеграция в мировое информационное пространство

Задача 2.5.3. Облегчить доступ к городским информационным ресурсам

3. УЛУЧШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Цель 3.1. Возрождение исторического центра города

Задача 3.1.1. Добиться федерального и международного финансирования для реконструкции центра

Цель 3.3. Развитие сети городского и пригородного транспорта и автомобильных магистралей

Задача 3.3.2. Осуществить реконструкцию и развитие системы автомобильных магистралей

Цель 3.4. Развитие инженерной инфраструктуры

Задача 3.4.1. Обеспечить бесперебойную, надежную и безопасную работу энергетического комплекса города

Задача 3.4.5. Уменьшить удельное потребление энергетических и водных ресурсов

Цель 3.5. Улучшение состояния окружающей среды

Задача 3.5.1. Защитить окружающую среду от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления

4. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНОГО КЛИМАТА

Цель 4.1. Формирование устойчивой социальной среды

Задача 4.1.1. Содействовать занятости населения, сдерживать рост и смягчать социальные последствия безработицы. Создать эффективную систему управления охраной труда занятых граждан

Задача 4.1.3. Создать эффективную систему социальной защиты семьи и детства

Цель 4.2. Развитие образовательного, культурного и духовного потенциала

Задача 4.2.3. Обеспечить социализацию молодежи и включение ее потенциала в развитие города

Цель 4.3. Ускорение решения жилищной проблемы

Задача 4.3.3. Сохранить и обновить жилищный фонд

Цель 4. 4. Реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения

Задача 4.4.1. Сформировать конкурентную среду и эффективную систему управления и обслуживания жилищного фонда

Цель 4.5. Реорганизация управления тpанспоpтно-доpожным комплексом Санкт-Петеpбуpга

Задача 4.5.2. Обновить механизм управления системой городского транспорта и доpожно-мостовым хозяйством

Задача 4.5.4. Повысить уровень организации дорожного движения

Цель 4.6. Улучшение качества управления городом и регионом

Задача 4.6.2. Ориентировать работу Администрации на удовлетворение потребностей горожан и бизнеса

Задача 4.6.3. Улучшить качество кадров городской Администрации

Задача 4.6.5. Усилить координацию и партнерство с Ленинградской областью

Цель 4.7. Создание условий для безопасной жизни личности, семьи, общества

Задача 4.7.1. Снизить уровень техногенных и природных опасностей для населения

 

Решение Исполнительного комитета  Стратегического плана Санкт-Петербурга Принято на заседании 29 июня 1998 г.

Действуя в рамках Временного положения о стратегическом планировании развития Санкт-Петербурга, утвержденного Генеральным Советом Стратегического плана 14 марта 1997 года, Исполнительный комитет решил:

1. Принять новое, уточненное и дополненное "Временное положение о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге в 1998-2000 гг.". Рекомендовать Генеральному Совету Стратегического плана утвердить данное Положение на ближайшем заседании. Ввести в действие Временное положение до заседания Генерального Совета.

2. Согласовать представленный КЭППом проект Плана действий Администрации по реализации Стратегического плана (с учетом прилагаемого списка замечаний и дополнений, а также приоритетов, обозначенных в "Списке приоритетных в 1998-1999 гг. целей и задач Стратегического плана". Просить губернатора Санкт-Петербурга ускорить утверждение Плана действий

3. Утвердить Методику мониторинга Стратегического плана.

4. Принять Рекомендации Исполнительного комитета Стратегического плана Санкт-Петербурга о приоритетных задачах на 1998-1999 гг.

5. Провести в ноябре-декабре 1998 г. Четвертую общегородскую конференцию "Стратегический план Санкт-Петербурга – ход и проблемы реализации".

И.И. Клебанов
Председатель Исполнительного Комитета Стратегического плана, вице-губернатор Санкт-Петербурга

 

Рекомендации Исполнительного комитета Стратегического плана Санкт-Петербурга о приоритетных задачах на 1998-1999 гг.

1 декабря 1997 года был принят разработанный всем городом Стратегический план Санкт-Петербурга. Стратегический план зафиксировал главную цель, которая состоит в стабильном улучшении качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга. Это предполагает становление Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства; укрепление роли Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Стратегический план определил необходимые действия в рамках четырех стратегических направлений: "Формирование благоприятного хозяйственного климата", "Интеграция в мировую экономику", "Улучшение городской среды", "Формирование благоприятного социального климата".

На 1998-1999 годы Исполнительный комитет Стратегического плана выделяет в качестве особо приоритетных 28 задач (см список). Исполнительный комитет рекомендует участникам стратегического партнерства, продолжая действия по всем обозначенным в Стратегическом плане мерам, сконцентрировать особое внимание на обозначенных приоритетных задачах и первоочередных общегородских инвестиционно-строительных проектах, названных в распоряжении губернатора 165-р от 16.02.98.

Исполнительный комитет призывает органы власти Санкт-Петербурга постоянно держать в поле своего внимания приоритеты Стратегического плана и учесть их при формировании бюджета Санкт-Петербурга, разработке планов действий по реализации Стратегического плана и в текущей работе.

Принято на заседании 29 июня 1998 г.

И.И.Клебанов
Председатель Исполнительного комитета Стратегического плана

Список приоритетных в 1998-1999 гг. целей и задач Стратегического плана

 1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КЛИМАТА

Цель 1.1. Ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности

Задача 1.1.1. Обеспечить формирование эффективной конкурентной среды

Цель 1.2. Снижение налогового бремени

Задача 1.2.2. Разработать и принять ряд Законов Санкт-Петербурга, обеспечивающих формирование благоприятного налогового климата

Цель. 1.3. Формирование рынков недвижимости и реформа градостроительного регулирования

Задача 1.3.3. Реформировать нормативно-законодательную базу градостроительного регулирования в Санкт-Петербурге

Задача 1.3.4. Укрепить институциональную базу рынка недвижимости и градостроительного регулирования

Цель 1.4. Развитие рынка труда, повышение мобильности рабочей силы, создание условий для изменения и повышения квалификации

Задача 1.4.3. Создать благоприятные условия для малого бизнеса

2. ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Цель 2.1. Усиление внешнеторговых и транспортных функций

Задача 2.1.3. Повысить конкурентоспособность внешнеэкономического комплекса, ОАО “Морской порт Санкт-Петербург” и других стивидорных компаний Санкт-Петербурга

Цель 2.2. Укрепление конкурентоспособных промышленных производств

Задача 2.2.1. Расширить внутренний и внешний рынки промышленных предприятий города

Цель 2.3. Продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг

Задача 2.3.2. Усилить значимость Санкт-Петербурга как культурной столицы, места проведения общественных акций мирового значения

Задача 2.3.4. Ускорить продвижение Санкт-Петербурга на российский и мировой рынки культурных и туристских услуг

Задача 2.3.6. Создать современную и эффективно работающую гостиничную инфраструктуру, соответствующую международным стандартам

Цель 2.4. Развитие науки, образования и инновационной деятельности

Задача 2.4.1. Создать благоприятную административно-правовую среду для развития научной, инновационной и образовательной деятельности

Задача 2.4.2. Сформировать в городе систему взаимосвязанных инновационных центров, технологических парков, финансовых институтов и инвестиционных структур

Цель 2.5. Интеграция в мировое информационное пространство

Задача 2.5.3. Облегчить доступ к городским информационным ресурсам

3. УЛУЧШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Цель 3.1. Возрождение исторического центра города

Задача 3.1.2. Привлечь частные инвестиции к реконструкции центра

Цель 3.3. Развитие сети городского и пригородного транспорта и автомобильных магистралей

Задача 3.3.2. Осуществить реконструкцию и развитие системы автомобильных магистралей

Цель 3.4. Развитие инженерной инфраструктуры

Задача 3.4.4. Сформировать региональный энергетический рынок и усилить контроль над деятельностью предприятий - естественных монополистов

Задача 3.4.5. Уменьшить удельное потребление энергетических и водных ресурсов

Цель 3.5. Улучшение состояния окружающей среды

Задача 3.5.1. Защитить окружающую среду от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления

4. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНОГО КЛИМАТА

Цель 4.1. Формирование устойчивой социальной среды

Задача 4.1.2. Реформировать систему социальной поддержки и адресной социальной помощи жителям Санкт-Петербурга

Задача 4.1.3. Создать эффективную систему социальной защиты семьи и детства

Цель 4.2. Развитие образовательного, культурного и духовного потенциала

Задача 4.2.2. Повысить качество школьного образования и степень включенности учащихся в жизнь города

Цель 4.3. Ускорение решения жилищной проблемы

Задача 4.3.2. Расширить платежеспособный спрос на жилье

Цель 4. 4. Реформирование жилищно-коммунального обслуживания населения

Задача 4.4.1. Сформировать конкурентную среду и эффективную систему управления и обслуживания жилищного фонда

Цель 4.5. Реорганизация управления тpанспоpтно-доpожным комплексом Санкт-Петеpбуpга

Задача 4.5.2. Обновить механизм управления системой городского транспорта и доpожно-мостовым хозяйством

Задача 4.5.4. Повысить уровень организации дорожного движения

Цель 4.6. Улучшение качества управления городом и регионом

Задача 4.6.2. Ориентировать работу Администрации на удовлетворение потребностей горожан и бизнеса

Задача 4.6.5. Усилить координацию и партнерство с Ленинградской областью

Цель 4.7. Создание условий для безопасной жизни личности, семьи, общества

Задача 4.7.1. Снизить уровень техногенных и природных опасностей для населения

Распоряжение "О создании проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга"" от 18.02. 97 № 142-р

В целях обеспечения организации работы по подготовке стратегического плана Санкт-Петербурга:

Принять предложение Международного центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" о создании на его базе проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" в качестве действующего при Администрации Санкт-Петербурга временного координационно-консультативного органа для разработки стратегического плана Санкт-Петербурга.

Рекомендовать проектному бюро "Стратегический плана для Санкт-Петербурга" организовать работу в соответствии с графиком согласно приложению.

Органам Администрации Санкт-Петербурга оперативно обеспечивать проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" необходимой информацией и оказывать содействие в проведении совещаний и семинаров по соответствующим направлениям графика работы.

Контроль за выполнением распоряжения остается за губернатором Санкт-Петербурга.

 

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А. Яковлев

 

Приложение

к распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 18.02.97 № 142-р

График подготовки Стратегического плана Санкт-Петербурга

28.02.97

Определение структуры целей и приоритетных направлений развития города. Подготовка аналитической записки по основным направлениям плана. Утверждение состава и плана рабочих групп.

31.05.97

Подготовка первой редакции Стратегического плана (включая подпрограммы по приоритетным направлениям).

31.08.97

Организация обсуждения первой редакции плана. Доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений.

30.10.97

Общественное обсуждение проекта Стратегического плана. Его редактирование и утверждение.

30.12.97

Публикация презентационной версии плана, организация международной конференции.

 

Решение Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга

14 марта 1997 года, Санкт-Петербург, Мариинский дворец

1. Одобрить в основном предложенный проект "Временного положения о Стратегическом планировании в Санкт-Петербурге".

2. Рекомендовать губернатору Санкт-Петербурга В.А.Яковлеву утвердить "Временное положение о Стратегическом планировании в Санкт-Петербурге" с предложенными поправками, включая приложения.

3. Принять за основу дальнейшей разработки Стратегического плана положения, содержащиеся в представленном Генеральному Совету документе "Главная цель и основные направления стратегического плана Санкт-Петербурга".
Проектному бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" учесть замечания и предложения, высказанные членами Генерального Совета и участниками конференции.

4. Проектному бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" обеспечить продолжение работ в соответствии с графиком, приведенном во "Временном положении о Стратегическом планировании в Санкт-Петербурге". Сформировать необходимые тематические комиссии.

5. Провести следующее заседание Генерального Совета для обсуждения первого варианта плана не позднее июля 1997 года.

Решение принято в результате обсуждения на организационном заседании Генерального Совета 14 марта 1997 года.

Ответственный секретарь Генерального Совета
Л.Э.Лимонов

 

Временное положение о стратегическом планировании развития Санкт-Петербурга

Принято на заседании Генерального Совета Стратегического плана 14 марта 1997 года

Председатель Совета, Губернатор Санкт-Петербурга В.А.Яковлев

(действительно в 1997 году)

Оглавление

1. Общие сведения о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге

2. Организационные структуры стратегического планирования

2.1. Генеральный Совет Стратегического плана

2.2. Исполнительный комитет Стратегического плана

2.3. Экспертный Совет Стратегического плана

2.4. Научно-методический семинар Стратегического плана

2.5. Тематические комиссии Стратегического плана

2.6. Проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга"

3. Укрупненный график разработки Стратегического плана

4. Процедура принятия и изменения настоящего Положения

Приложения:

состав Генерального Совета Стратегического плана
состав Экспертного Совета Стратегического плана
состав тематических комиссий Стратегического плана

1. Общие сведения о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге

Актуальность стратегического планирования для Санкт-Петербурга

Стратегический план необходим Санкт-Петербургу по следующим соображениям:

стратегический план - признанный в мировой практике элемент в системе документов, обеспечивающих регулирование развития города, он позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей,

в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегический план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства,

разработка стратегического плана способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города,

наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

Первый Стратегический план Санкт-Петербурга должен определить стратегию выхода из кризиса путем создания условий для роста доходов и занятости в ключевых отраслях, повышения эффективности расходов бюджета в социальной сфере и городском хозяйстве, укрепления имиджа города как центра культуры, науки, образования и инноваций, улучшения качества управления, возрождения городского центра, сохранения и реставрации его уникального архитектурного облика.

В основу подхода, избранного в Санкт-Петербурге для стратегического планирования положены следующие позиции.

Стратегический план не является всеобъемлющим, описывающим все отрасли и сферы жизни. Напротив, он сконцентрирован на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития внешнего мира.

Стратегический план (в базовой версии) - относительно короткий и емкий документ. Его основное содержание составляют формулировки главной цели развития города на данном этапе; основных стратегических направлений (программ или частных стратегий) достижения главной цели, а также конкретных мер по реализации выбранных стратегий. Фиксируются также показатели и критерии выполнения намеченных мер.

Стратегический план не является, как это было раньше, чисто административным документом. Городские власти не могут и не должны вмешиваться во внутреннюю деятельность каждого предприятия, но они обязаны создавать условия для нормального функционирования, вносить элементы координации в деятельность городских предприятий, банков, ассоциаций, фиксировать определенные ориентиры. Причем ориентиры не навязанные авторитетом той или иной группы специалистов, а выработанные и согласованные в результате совместной работы тех, кто и будет придерживаться этих ориентиров в своей деятельности.

Поэтому Стратегический план разрабатывается всеми участниками, влияющими на развитие города с учетом интересов населения и при активной роли городских властей. План создается в результате дискуссий тех сил и организаций, которые заинтересованы в реализации плана. Городская администрация берет на себя инициативу по организации работ и, наряду с другими участниками, обязательства по реализации плана. Работа над Стратегическим планом понимается как творческий процесс, позволяющий соединить знания, выявить идеи и инициативы, согласовать интересы активных участников городского развития, добиться общественного согласия по поводу перспектив развития города.

Такой общегородской план представляет собой договор общественного согласия по поводу основных направлений и приоритетов развития города, подписываемый всеми участниками. В соответствии с этим договором власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства и соглашаются участвовать в определенных мероприятиях. Таким образом, по сути речь идет о механизме стратегического партнерства в городе, то есть о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Стратегическое партнерство эффективно для всех участвующих сторон.

Предприятия и организации, включившиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана получают возможность добиться признания приоритетности представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на внимание Администрации города. Стратегический план это не директива сверху от Администрации к предприятиям. Наоборот, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации. Стратегический план - это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые Администрация должна предпринять в интересах предприятий и населения.

Для предприятий стратегический план это не только средства диалога с Администрацией города. Это и средство диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в Санкт-Петербурге. Создаваемые и постоянно действующие тематические комиссии Стратегического плана дают каждому из участников возможность вместе с партнерами не только выработать, но и реализовать совместные действия, способствующие развитию данной сферы.

Администрация посредством Стратегического плана получает механизм открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.

Население получает возможность повлиять на стратегический выбор через систему общественного обсуждения и участия в разработке, а кроме того уверенность в правильности выбора общегородских приоритетов, понимание направленности происходящих изменений.

Опубликованный Стратегический план будет мощным средством для маркетинга как города в целом, так и организаций-участников. Он содержит набор идей и принципов, которые дадут ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая выбирать текущие решения с учетом видения перспективы.

 

Видение будущего, цели и задачи развития города; приоритетные направления деятельности

Стратегия

+ набор частных стратегий (программ),
включающих систему мер по реализации

Стратегический план

+ организационные структуры и процедуры разработки, обсуждения,
реализации и обновления Стратегического плана

Механизм стратегического
партнерства

Бюджет города, учитывающий стратегические приоритеты
Действия заинтересованных участников по реализации плана

Рис. Механизм стратегического партнерства Санкт-Петербурга

1. Стратегия развития города - выраженное документально представление о перспективных направлениях, приоритетах, целях и задачах развития города и системе мер, предлагаемых для достижения этих целей.

2. Стратегический план - комплект документов, включающий стратегию и набор частных стратегий (программ, проектов и текущих планов мероприятий), обеспечивающих продвижение в избранном направлении.

3. Механизм стратегического партнерства - Стратегический план, рассматриваемый в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные постоянно воспроизводимые схемы разработки, обсуждения и пропаганды стратегии развития города и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач.

Стратегический план необходим как администрации города для согласования действий отдельных комитетов и выбора приоритетных направлений распределения средств, так и для хозяйствующих субъектов города и внешних инвесторов, принимающих решения о своем развитии на перспективу и выдвигающих долгосрочные проекты.

В Стратегическом плане увязываются отдельные частные стратегии, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных частных стратегий, осуществляемые подразделениями администрации и (или) с использованием городских ресурсов, сводятся в "План мероприятий администрации по реализации Стратегического плана". Таким образом обеспечивается увязка стратегических целей и текущей деятельности администрации.

Важнейшей в стратегическом планировании является политическая составляющая - процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию широкого круга активных лиц.

В Санкт-Петербурге будет создан современный механизм стратегического планирования, который обеспечит координацию социально-экономического, пространственного и институционального аспектов развития Санкт-Петербурга.

В рамках стратегического планирования осуществляются:

определение стратегических целей и приоритетов развития Санкт-Петербурга,

определение стратегии экономического развития, включая анализ сильных и слабых сторон города, выявление целевых секторов экономики, формирование программы действий городской администрации по поддержке экономики,

определение стратегии пространственного развития, включая развитие транспортно-дорожной инфраструктуры,

координация разработки стратегических программ по отдельным направлениям развития города,

координация осуществляемых в городе разработок, связанных с перспективным планированием.

Основные элементы Стратегического плана:

глобальная цель развития города,

основные стратегические направления (частные стратегии) достижения глобальной цели,

цели,

подцели,

меры,

индикаторы выполнения мер.

Основные этапы разработки стратегического плана:

изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие города,

анализ, диагностика состояния города

определение и утверждение главной цели,

определение и утверждение главных стратегических направлений,

создание тематических комиссии для разработки частных стратегий и проработки отдельных целей и подцелей,

разработка стратегий по каждому направлению,

согласование и утверждение стратегий,

распределение ответственности за реализацию плана,

утверждение Стратегического плана,

реализация плана,

мониторинг реализации плана.

Текст Стратегического плана готовится в трех версиях

- презентационная (10-15 страниц на нескольких языках)

- базовая (50-70 страниц)

- полная (300-500 стр.)

 

Система органов стратегического планирования включает следующие структуры.

Политический уровень

Генеральный Совет Стратегического плана

Исполнительный комитет Стратегического плана

Технический уровень

Экспертный совет и методический семинар

Тематические комиссии по стратегическим направлениям и отдельным проблемам

Проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга"

2. Организационные структуры стратегического планирования

2.1. Генеральный Совет Стратегического плана

1. Цель создания Генерального Совета

Генеральный Совет по стратегическому планированию (далее - Генеральный Совет) образуется для обсуждения и утверждения стратегического плана.

2. Задачи Генерального Совета.

Основная задача Генерального Совета - политическая координация и принятие ключевых решений, связанных с разработкой, утверждением и реализацией Стратегического плана развития Санкт-Петербурга.

3. Статус Генерального Совета

Генеральный Совет образуется на добровольной основе из представителей (как правило, руководителей) тех предприятий и организаций, которые заинтересованы в разработке и реализации Стратегического плана. Члены Генерального Совета, подписывая от имени своих организаций Стратегический план, принимают на себя обязательства по его реализации.

Генеральный совет имеет полномочия в рамках процесса стратегического планирования, очерченные в настоящем Положении.

4. Членство в Генеральном Совете

Членами Генерального Совета могут быть юридические и физические лица. Юридические лица представляют в Совете первые руководители.

Как правило, каждая организация делегирует для участия в работе Генерального Совета одного человека. Исключением являются Администрация города и Законодательное собрание.

5. Основные функции Генерального Совета

утверждать (по представлению Исполнительного комитета Стратегического плана) основную цель и главные стратегические направления плана

утверждать (по представлению Исполнительного комитета) Стратегический план

принимать решения о необходимости корректировки или разработки нового стратегического плана

принимать и изменять Положение о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге

6. Порядок принятия решений

Решения принимаются большинством в две трети от числа членов Совета, присутствующих на заседании. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава Генерального Совета.

Решения, выносимые на Генеральный совет готовятся тематическими комиссиями, Исполнительным Комитетом и проходят предварительную экспертизу Экспертного Совета.

7. Руководство Генерального Совета.

Руководит работой Генерального Совета Председатель Генерального Совета.

Председателем Генерального Совета является по должности губернатор Санкт-Петербурга.

Председатель Генерального Совета назначает заместителя из числа вице-губернаторов - членов Генерального Совета.

Заместитель председателя Генерального Совета является по должности сопредседателем Исполнительного Комитета Стратегического плана.

Ответственным секретарем Генерального Совета является по должности директор проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

8. Аппарат Генерального Совета.

Функции рабочего аппарата Генерального Совета выполняет проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

9. Финансирование работы Генерального Совета и его аппарата.

Члены Генерального Совета не получают оплаты за участие в заседаниях. Аппарат Генерального Совета и организационные расходы финансируются в рамках средств, выделяемых на стратегическое планирование из городского бюджета, средств международной технической помощи и других источников.

10. Организация работы

Генеральный Совет утверждает план своей деятельности.

Заседания Генерального Совета проводятся по мере необходимости.

Организации-члены Генерального Совета направляют своих представителей для работы в составе различных тематических комиссий Стратегического плана.

11. Ориентировочный график заседаний Генерального Совета в 1997 г.

14 марта. - Первое организационное заседание. Обсуждение и утверждение главной цели и приоритетных направлений Стратегического плана

19 сентября - Обсуждение проекта Стратегического плана

28 ноября - Утверждение Стратегического плана

2.2. Исполнительный Комитет Стратегического плана

1. Цель создания Исполнительного Комитета

Исполнительный Комитет Стратегического плана (далее - Исполнительный Комитет) образуется для обеспечения руководства работами по формированию и реализации Стратегического плана.

2. Задачи Исполнительного Комитета

Основная задача Исполнительного Комитета - обеспечить разработку и реализацию Стратегического плана развития Санкт-Петербурга.

3. Статус Исполнительного Комитета

Исполнительный Комитет образуется на добровольной основе из представителей тех предприятий и организаций, которые в наибольшей степени заинтересованы в разработке и реализации Стратегического плана.

Исполнительный комитет имеет полномочия в рамках процесса стратегического планирования, очерченного в настоящем Положении.

4. Членство в Исполнительном Комитете

Исполнительный Комитет составляется из сопредседателей тематических комиссий Стратегического плана. Таким образом, в него входят руководители подразделений Администрации города, курирующие основные направления, включенные в Стратегический план и представители влиятельных организаций и ассоциаций реального сектора.

5. Основные функции Исполнительного Комитета

готовить для утверждения Генеральным Советом формулировки основной цели и главных стратегических направлений плана

готовить для утверждения Генеральным Советом Стратегический план

готовить решения Генерального Совета о необходимости корректировки или разработки нового Стратегического плана

готовить решения Генерального Совета об изменении Положения о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге

6. Порядок принятия решений

Решения принимаются на заседаниях квалифицированным большинством в две трети от числа членов Исполнительного Комитета, присутствующих на заседании. Заседание считается правомочным при участии более двух третей списочного состава Исполнительного Комитета.

Решения, выносимые на Исполнительный Комитет готовятся тематическими комиссиями и проходят предварительную экспертизу Экспертного Совета.

7. Руководство Исполнительного Комитета

Руководит работой Исполнительного Комитета Председатель, являющийся заместителем Председателя Генерального Совета.

Заместителем Председателя Исполнительного Комитета является по должности директор проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

8. Аппарат Исполнительного Комитета

Функции рабочего аппарата Исполнительного Комитета выполняет проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

9. Финансирование работы Исполнительного Комитета и его аппарата

Члены Исполнительного Комитета не получают оплаты за участие в заседаниях. Аппарат Исполнительного Комитета и организационные расходы финансируются в рамках средств, выделяемых на стратегическое планирование из городского бюджета, средств международной технической помощи и других источников.

10. Организация работы

Исполнительный Комитет разрабатывает и утверждает план своей деятельности.

Заседания Исполнительного Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

11. Ориентировочный график заседаний Исполнительного Комитета в 1997 г.

июль - рассмотрение хода работы тематических комиссий

сентябрь - рассмотрение первого проекта Стратегического плана для представления на утверждение Генерального Совета и организация его доработки

ноябрь - одобрение Стратегического плана для представления на утверждение Генерального Совета

декабрь - утверждение версий текстов Стратегического плана и плана работы на 1998 год

2.3. Экспертный Совет

1. Цели создания Экспертного Совета

Основные цели создания Экспертного Совета: повышение обоснованности Стратегического плана, научная экспертиза, предварительный отбор и взаимоувязка предложений к Стратегическому плану, поступающих от тематических комиссий.

2. Функции Экспертного Совета

Обеспечение работ аналитического этапа подготовки плана (формирование задания и обобщение результатов работы аналитических групп)

Обеспечение консультационной поддержки работы тематических комиссий

Оценка предложений тематических комиссий по содержанию частных стратегий

Подготовка сводного текста Стратегического плана

Оценка отдельных предложений, поступающих в адрес разработчиков Стратегического плана

3. Состав Экспертного Совета

Совет формируется из:

ведущих ученых и экспертов, глубоко знающих проблемы развития города и региона,

руководителей основных экономических вузов и НИИ, имеющих возможность привлекать к экспертизе по отдельным узким проблемам сотрудников своих организаций

Членство в Совете является персональным. В работе Совете могут принимать участие только члены Совета.

На первом заседании Совета выбираются Председатель и заместитель председателя Совета.

Обязанности технического секретаря совета возлагаются на штатного сотрудника проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга", который по заданию Председателя Совета обеспечивает техническую подготовку работы Совета.

4. Порядок работы

Экспертный Совет собирается на заседания, как правило, раз в месяц. Не позднее чем за 5 дней до очередного заседания члены Совета получают уточненную повестку дня и материалы по выносимым на обсуждение вопросам. Повестка дня каждого последующего заседания формируется и утверждается на текущем заседании Совета. По каждому вопросу, выносимому на обсуждение назначаются два эксперта из членов Совета, которые предварительно готовят заключение по обсуждаемому вопросу. Эксперты выбираются на предшествующем заседании Совета (или назначаются председателем Совета, если вопрос возникает в промежутке между заседаниями).

В день заседания в первой половине дня члены Совета работают в помещении проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга", где могут изучить все необходимые материалы и подготовится к обсуждению. Заседание Совета проходит, как правило, с 14 до 18 часов.

5. Сроки действия Совета и укрупненный график работы на 1997 год

Совет формируется первоначально на срок подготовки первого Стратегического плана Санкт-Петербург, то есть на 1997 год.

Примерный график работы Экспертного Совета

Февраль-март - экспертиза структуры Стратегического плана и приоритетных направлений, выносимых на обсуждение Второй общегородской конференции.

Апрель - июнь - экспертиза предложений тематических комиссий по формулированию целей и мер частных стратегий (подпрограмм). Экспертиза первой редакции плана.

Июль-сентябрь - экспертиза предложений тематических комиссий по формулированию целей и мер частных стратегий (подпрограмм). Экспертиза второй редакции плана

Октябрь - подготовка плана к утверждению генеральным Советом.

Ноябрь-декабрь - экспертиза окончательного варианта плана и публикуемых версий плана.

6. Финансирование работы Экспертного Совета

Финансирование работы Совета осуществляется из бюджета проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

Члены совета получают плату за участие в заседаниях Совета и дополнительный гонорар за подготовку заключения по обсуждаемому вопросу.

При необходимости привлечения к экспертизе не членов Совета, вопрос об оплате согласуется с директором проекта "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

2.4. Научно-методический семинар при Экспертном Совете Стратегического плана

1. Цели создания семинара

Научно-методический семинар при Экспертном Совете Стратегического плана (далее - семинар) создается в целях повышения обоснованности и методологического единства разработки Стратегического плана.

2. Задачи семинара

В задачи семинара входит

предварительное научное обсуждение основных материалов, выносимых на рассмотрение Экспертного Совета, Исполнительного Комитета и Генерального совета Стратегического плана,

обмен идеями и выработка методических подходов к разработке Стратегического плана и его отдельных частей.

3. Члены семинара

Постоянными членами семинара являются - члены Экспертного Совета, руководители проекта "Стратегический план для Санкт-Петербурга", сотрудники аналитического отдела проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга", консультанты-координаторы тематических комиссий Стратегического плана.

Приглашенными членами семинара являются ведущие ученые и специалисты города по проблемам, выносимым на обсуждение текущего заседания семинара. Состав приглашаемых на заседание определяется методическим бюро семинара.

4. Руководство семинаром

Руководство работой семинара обеспечивает Председатель семинара. Председателем семинара является по должности заместитель председателя Экспертного Совета, заместитель директора проекта "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

Председатель семинара формирует методическое бюро и назначает ученого секретаря семинара.

5. Заседания семинара

Заседания семинара проходят в помещении проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" (Измайловский проспект, 14), как правило раз в две недели по четвергам в 15-00.

Заседания являются открытыми.

2.5. Тематические комиссии Стратегического плана

1. Общие положения

Тематические комиссии по стратегическим направлениям и отдельным проблемам образуются из представителей заинтересованных организаций, как правило, членов Генерального Совета Стратегического плана.

Рекомендуемая численность комиссии - от 10 до 30 человек.

Формированием состава комиссий занимаются Председатель профильного комитета администрации и директор бюро Стратегического плана. Список членов комиссии и план работы утверждают Исполнительный комитет или Генеральный Совет.

Комиссию возглавляют два сопредседателя - один от Администрации города, второй от заинтересованных организаций реального сектора. Сопредседатели комиссии автоматически становятся членами Исполнительного Комитета Стратегического плана

Технический секретарь комиссии, обеспечивающий информирование, размножение материалов, техническую подготовку заседаний назначается как правило из числа сотрудников сопредседателей комиссии и оплачивается за счет соответствующей организации.

2. Задачи комиссии

В задачи тематической комиссии входит:

подготовка аналитических материалов для выявления основных проблем и приоритетов развития в тематической сфере комиссии,

непосредственная разработка, обсуждение и согласование целей, задач и мероприятий плана,

представление подготовленного раздела плана (частной стратегии) на обсуждение Экспертного Совета, а затем Генерального Совета,

организация выполнения предусмотренных планом мероприятий в процессе реализации плана.

3. Рекомендации по организации работы тематической комиссии

Комиссии организуют свою работу самостоятельно.

В комиссиях могут быть сформированы подкомиссии по отдельным темам.

На первом или втором заседании комиссии определяется состав редакционной группы (1-3) человека. Задача группы - готовить проекты и окончательные версии текстов для Стратегического плана на основе предшествующих наработок (представленных членами комиссии), дополнительных исследований и результатов обсуждений на заседаниях комиссии.

В составе редакционной группы работает научный консультант-координатор проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга"

Редакционная группа работает с отдельными членами комиссии, собирая и анализируя поступающие предложения.

Общие заседания комиссии проводятся для обсуждения и утверждения подготовленных редакционной группой текстов.

4. Научный консультант и координатор комиссии

Представитель проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" - научный консультант-координатор комиссии - обеспечивает научно-методическое сопровождение работы комиссии, помогает готовить аналитические и плановые материалы, обеспечивает увязку с работой других тематических комиссий.

В случае необходимости функции научного консультанта и координатора могут выполнять разные лица.

В обязанности координатора входит:

- провести первое организационное совещание,

- подготовить отчет о совещании,

- сформировать состав комиссии и обеспечить ее утверждение,

- обеспечить подготовку положения о работе данной комиссии и разработку графика заседаний комиссии,

- отслеживать выполнение графика работы и подготовку к ключевым датам необходимых вариантов плана,

- содействовать комиссии в получении необходимой информации и консультаций,

- быть в курсе содержания готовящихся предложений, обеспечивать соблюдение единого подхода к формированию документов,

- быть в постоянном контакте с сопредседателями комиссии, редакционной группой и техническим секретарем,

- участвовать в работе регулярного (раз в две недели) совещания координаторов тематических комиссий, докладывая о состоянии разработки. Совещания координаторов как правило совмещаются с заседаниями методического семинара, членами которого являются консультанты-координаторы.

5. Тематическая комиссия на базе уже существующих рабочих групп.

В ряде случаев по направлению, отобранному для отражения в Стратегическом плане, уже ведутся интенсивные разработки в связи с подготовкой других планов или программ и созданы близкие по целям рабочие группы. В такой ситуации, в целях устранения дублирования, по согласованию с руководителями параллельных разработок, задачи тематической комиссии принимает на себя существующая рабочая группа. Консультант-координатор по данному направлению обеспечивает подготовку на основе материалов существующих рабочих групп предложений для включения в Стратегический план и обеспечивает их обсуждение соответствующей рабочей группой (группами).

6. Финансирование работы тематических комиссий

Финансирование работы тематических комиссий осуществляется из бюджета проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" и за счет заинтересованных организаций - членов комиссии.

Из бюджета проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" оплачивается работа консультанта-координатора и членов редакционной группы в пределах месячного лимита.

Заинтересованные организации - члены комиссии могут оказывать финансовую поддержку комиссии оплачивая работу в комиссии своих сотрудников и экспертов.

Организационное и информационное обеспечение работы комиссии осуществляет проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга".

7. Ключевые даты работы комиссий на 1997 г.

До 25 февраля - подготовка аналитических материалов, формулировка целей и подцелей частных стратегий (предварительный вариант).

До 10 июня - подготовка частных стратегий, включая цели, подцели, мероприятия и показатели выполнения мероприятий (промежуточный вариант для обсуждения Экспертным советом).

До 5 сентября - доработка частных стратегий и вынесение на обсуждение Исполнительного Комитета.

До 20 октября - окончательная доработка частных стратегий для вынесения на Генеральный Совет.

До 15 ноября - окончательное редактирование частной стратегии для публикации в составе Стратегического плана (и отдельно в более подробном варианте).

2.6. Проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга"

1. Цель создания проектного бюро

Проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" создается для общей координации, технического, методического и организационного обеспечения разработки Стратегического плана.

2. Задачи проектного бюро

В задачи проектного бюро входит:

создание организационных структур Стратегического плана и обеспечение их работы,

обеспечение координации разработки Стратегического плана и других планов и программ Администрации,

обеспечение выполнения общего графика работы над Стратегическим планом,

привлечение к работе над Стратегическим планом ведущих ученых и специалистов города,

обеспечение освещения работы над Стратегическим планом в СМИ.

3. Статус проектного бюро

Проектное бюро создано для разработки Стратегического плана как орган при Администрации города распоряжением губернатора от 18.02.97 N 142-р. Проектное бюро создано и действует на базе МЦСЭИ "Леонтьевский центр".

Указанным распоряжением губернатора органам Администрации города предписано оказывать содействие проектному бюро в выполнении его функций по обеспечению разработки Стратегического плана.

4. Сотрудники проектного бюро

Персонал проектного бюро образован на период реализации проекта из сотрудников Леонтьевского центра и других организаций. На основе совместительства или на базе трудовых договоров с проектным бюро сотрудничают члены Экспертного совета, консультанты-координаторы и члены редакционных групп тематических комиссий, отдельные специалисты, привлекаемые для консультаций и подготовки аналитических записок.

К работе бюро привлекаются ведущие ученые и специалисты города по проблемам, включаемым в проблематику Стратегического плана.

5. Финансирование проектного бюро

Деятельность бюро финансируются в рамках средств, выделяемых на стратегическое планирование из городского бюджета, средств международной технической помощи и других источников.

В первом полугодии 1997 года основным источником финансирования является грант международной технической помощи.

3. Укрупненный график разработки Стратегического плана развития Санкт-Петербурга"

Первый этап (сентябрь 1996 - январь 1997).

Принятие решения Губернатором о начале работ.

Уточнение методологии Стратегического планирования, изучение международного опыта.

Составление базы данных имеющихся в городе планов и программ, включая отчеты по программам технической помощи за период 1992-1996 г.

Выявление целей и приоритетов развития города у различных групп стейкхолдеров:

опрос населения,

анкетирование специалистов,

Интервьюирование руководителей,

проведение совещаний по проблемам развития ключевых отраслей.

Проведение Первой общегородской конференции "Стратегический план Санкт-Петербурга: приоритетные направления и проекты".

Подготовка научного отчета по первому этапу.

Второй этап (февраль - март 1997).

Формирование и утверждение организационных структур Стратегического плана: Генерального Совета, Экспертного совета, тематических комиссий (рабочих групп) по основным стратегическим направлениям.

Подготовка первой части Стратегического плана - аналитической записки "Внутренние и внешние условия, цели и приоритеты развития Санкт-Петербурга".

Экспертиза аналитической записки Экспертным советом.

Проведение Второй общегородской конференции - организационного заседания Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга для обсуждения и утверждения главной цели и приоритетных направлений.

Доработка аналитической части плана с учетом замечаний.

Третий этап (апрель-май -июнь 1997).

Разработка тематическими комиссиями частных стратегий (подпрограмм) в соответствии с утвержденными приоритетами.

Работа каждой комиссии включает:

сбор и систематизацию необходимых данных;

анализ информации;

разработку предложений;

составление подпрограммы (частной стратегии).

Экспертиза проектов подпрограмм Экспертным советом.

Систематизация разработок тематических комиссий, прошедших экспертизу Экспертного совета.

Четвертый этап (июль-август-сентябрь 1977).

Подготовка первой редакции проекта Стратегического плана.

Обсуждение проекта с Администрацией города, Экспертным советом, Исполнительным Комитетом.

Проведение Третьей общегородской конференции и заседания Генерального Совета по обсуждению проекта Стратегического плана.

Обсуждение проекта в средствах массовой информации.

Систематизация, анализ и обобщение замечаний и предложений по доработке проекта.

Подготовка второй редакции проекта Стратегического плана.

Пятый этап (октябрь - ноябрь -декабрь 1977).

Разработка системы индикаторов реализации Стратегического плана.

Подготовка трех версий текста Стратегического плана:

- презентационной (10-15 страниц на нескольких языках)

- базовой (50-70 страниц)

- полной (300-500 стр.)

Утверждение текстов Генеральным Советом, принятие Стратегического плана.

Публикация Стратегического плана, организация информационной кампании.

Подготовка международной конференции для презентации Стратегического плана Санкт-Петербурга.

Шестой этап (январь-июль 1998 г.).

Мониторинг реализации плана, оценка его выполнения.

Содействие разработке нормативной базы Стратегического плана и выполнению других мероприятий, предусмотренных планом.

Корректировка плана с учетом практики его выполнения.

Помощь Администрации города в организации контроля за выполнением плана и его учета в оперативных планах и бюджете.

Создание Ассоциации Стратегического плана для содействия его реализации.

4. Процедура принятия и изменения настоящего Положения

Члены Генерального Совета получают проект Положения за несколько дней до заседания и подают свои замечания и предложения по доработке проекта Положения в письменном виде в проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" или в Президиум Общегородской конференции.

Временное положение о стратегическом планировании развития Санкт-Петербурга принимается на первом организационном заседании Генерального Совета плана простым большинством голосов путем открытого голосования членов Генерального Совета. Положение подписывается Председателем Генерального Совета, Губернатором Санкт-Петербурга и вступает в силу с момента подписания.

Предложения по изменениям и дополнениям в Положение могут вносится членами Генерального Совета, членами Экспертного Совета и по инициативе проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга". Изменения и дополнения вступают в силу после утверждения на заседании Генерального Совета.

Состав Генерального Совета является неотъемлемой частью настоящего Положения и, соответственно, принимается и изменяется в том же порядке.

 

Решение расширенного заседания Исполнительного Комитета Стратегического плана

7 июля 1997 года

1. Одобрить в целом проект базовой версии Стратегического плана Санкт-Петербурга, подготовленный проектным бюро на основе материалов тематических комиссий и санкционировать его тиражирование для дальнейшего обсуждения.

2. В течение июля - сентября 1997 года проектному бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" организовать широкое обсуждение и доработку Стратегического плана

- организовать выставку, посвященную основному содержанию Стратегического плана и экспонировать ее в помещениях Администрации, Законодательного собрания, общественных местах,

- провести в рамках выставки несколько общественных обсуждений,

- провести обсуждение Стратегического плана в комиссиях Законодательного Собрания,

- обсудить Стратегический план в профессиональных Ассоциациях, общественных организациях, профсоюзах,

- обсудить Стратегический план на заседании Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада России,

- провести активную кампанию в прессе по пропаганде и обсуждению Стратегического плана, включая ряд пресс-конференции Губернатора,

- организовать сбор, обработку и анализ замечаний и предложений, в том числе с использованием сервера в сети Интернет,

- согласовать доработанный текст в тематических комиссиях.

3. До конца октября 1997 года проектному бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" и тематическим комиссиям Стратегического плана:

- выявить первоочередные меры для реализации в 1998-1999 гг. и провести оценку ресурсов, необходимых для реализации первоочередных мер,

- продолжить формирование рабочих групп, ответственных за реализацию отдельных мер,

- предусмотреть в механизме реализации плана: а) мониторинг с привлечением Петербургкомстата, б) процедуру использования Стратегического плана при подготовке ежегодного послания Губернатора Законодательному Собранию,

- совместно с Администрацией города составить проект "Плана действий Администрации по реализации Стратегического плана",

- совместно с Законодательным собранием составить проект "Плана законодательной деятельности по обеспечению реализации мер Стратегического плана".

4. В графике работы над Стратегическим планом до конца 1997 года определить в качестве контрольных сроков следующие:

- представление на заседание Исполнительного комитета доработанного по результатам обсуждения Стратегического плана - октябрь 1997 года,

- проведение заседания Генерального Совета для утверждения и подписания Стратегического плана - ноябрь 1997 года,

- публикация базовой и презентационной версий Стратегического плана - декабрь 1997 года.

5. Рекомендовать Губернатору Санкт-Петербурга и Законодательному Собранию использовать имеющийся проект Стратегического плана при подготовке и утверждении проекта бюджета и прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год.

6. Проектному бюро подготовить проекты решений органов власти Санкт-Петербурга по обеспечению настоящего решения и внести их на рассмотрение Губернатора и Законодательного Собрания.

 

Распоряжение "О доработке Стратегического плана Санкт-Петербурга" от 06.08.97 № 824-р

В целях доработки Стратегического плана Санкт-Петербурга, проводимой на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 18.02.97 № 142-р "О создании проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга"":

1. Отраслевым органам Администрации Санкт-Петербурга до 08.09.97:

1.1. Представить в проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" поправки и дополнения к проекту Стратегического плана Санкт-Петербурга, в частности, предложения:

по участию Администрации в реализации мероприятий Стратегического плана Санкт-Петербурга;

по внесению в Стратегический план Санкт-Петербурга дополнительных задач и мероприятий;

по исключению из Стратегического плана отдельных мероприятий.

1.2. Представить в проектное бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" предложения в формируемый План действий Администрации Санкт-Петербурга по реализации Стратегического плана Санкт-Петербурга по форме согласно приложению.

1.3. Оказывать содействие проектному бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" в организации общественного обсуждения и доработке Стратегического плана Санкт-Петербурга.

2. Комитету по печати и связям с общественностью в августе-сентябре 1997 года совместно с проектным бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" провести в средствах массовой информации кампанию по пропаганде и обсуждению проекта Стратегического плана Санкт-Петербурга.

3. Комитету финансов:

3.1. Учесть положения проекта Стратегического плана Санкт-Петербурга при подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год.

3.2. До 08.09.97 совместно с проектным бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" провести оценку ресурсов, необходимых для реализации первоочередных мероприятий Стратегического плана Санкт-Петербурга.

3.3. До 08.09.97 представить губернатору Санкт-Петербурга предложения по внесению изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об основах бюджетного процесса в Санкт-Петербурге" с целью обеспечения учета положений Стратегического плана Санкт-Петербурга при принятии бюджета Санкт-Петербурга.

4. Юридическому комитету обеспечить привлечение специалистов для проведения правовой экспертизы Стратегического плана Санкт-Петербурга с оплатой за счет средств, предоставляемых Международным центром социально-экономических исследований "Леонтьевский центр".

5. Комитету экономики и промышленной политики до 15.09.97 при участии проектного бюро "Стратегический план для Санкт-Петербурга" подготовить и представить на утверждение губернатору Санкт-Петербурга проект Плана действий Администрации Санкт-Петербурга по реализации Стратегического плана Санкт-Петербурга.

6. Контроль за выполнением распоряжения остается за губернатором Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А. Яковлев

Форма представления предложений в "План действий Администрации по реализации Стратегического плана"

Номер и формулировка меры Стратегического плана, к которой относятся предлагаемые действия

Фамилия представителя Администрации, делегируемого в состав рабочей группы, обеспечивающей реализацию данной меры

Перечень действий (мероприятий), которые необходимо предпринять Администрации для реализации меры

Период выполнения мероприятия (с какого по какой)

Ответственный за выполнение мероприятия

Сумма расходов бюджета на выполнение мероприятия (по годам, 1998, 1999, 2000)

1

2

3

4

5

6

           

Пояснения. "План действий Администрации по реализации Стратегического плана" разрабатывается в целях координации и контроля за участием Администрации в реализации мер Стратегического плана. По каждой мере Стратегического плана создается рабочая группа из представителей заинтересованных участников, занимающаяся обеспечением реализации намеченной меры. Рабочая группа формирует необходимые планы действий, готовит документацию, проекты и программы. Большинство мер Стратегического плана предполагает активное участие Администрации города. "План действий Администрации по реализации Стратегического плана" должен конкретизировать, что именно делает Администрация для обеспечению реализации каждой из мер Стратегического плана, где она участвует. План разрабатывается на срок 1998-2000 год с выделением 1998 года. План будет находиться под контролем Губернатора Санкт-Петербурга, раз в полгода будут подводится итоги реализации, ежегодно план будет уточняться и продлеваться на год вперед. В начале 1998 года "План действий Администрации по реализации Стратегического плана" будет утвержден вместе с Положением о плане.

 

Решение Генерального Совета
Принято на заседании 1 декабря 1997 года

Смольный

1. Одобрить представленную вторую редакцию базовой версии Стратегического плана.
Внести необходимые редакционные и технические поправки в текст второй редакции и опубликовать ее.

2. Принять Декларацию Генерального Совета Стратегического плана

3. Передать Стратегический план Санкт-Петербурга для рассмотрения в Правительство Санкт-Петербурга и Законодательное собрание Санкт-Петербурга

4. Провести российскую и международную презентации Стратегического плана в рамках запланированных и специально организуемых конференций, совещаний и семинаров

5. Провести следующее заседание Генерального Совета, посвященное рассмотрению хода реализации и корректировке Стратегического плана, не позднее 15 декабря 1998 года в рамках Четвертой общегородской конференции "Итоги первого года реализации Стратегического плана Санкт-Петербурга"

6. Проектному бюро:

обеспечить подготовку к изданию и публикацию Стратегического плана Санкт-Петербурга на русском и английском языках (срок - 30 января 1998 г.),

разработать и представить на утверждение председателю Генерального Совета Стратегического плана проект Положения о стратегическом планировании в Санкт-Петербурге на 1998-1999 гг., включая график работ на 1998 г. (срок - 15 февраля1998 г.).

совместно с тематическими комиссиями и Администрацией завершить разработку "Плана действий администрации по реализации Стратегического плана в 1998-1999 гг." и подготовить соответствующее распоряжение Губернатора (срок - 30 января 1998 г.),

совместно с тематическими комиссиями подготовить предложения по законодательному обеспечению реализации мер Стратегического плана в 1998-1999 гг. и передать их Законодательному Собранию Санкт-Петербурга (срок - 15 января 1998 г.).

Ответственный секретарь Генерального Совета
Л.Э.Лимонов